Их фильмы ни в чем не уступают картинам, снятым мужчинами, а в чем-то даже и превосходят их. Давайте же навечно запишем имена героинь со сложной судьбой, пытавшихся противостоять патриархату средствами самого патриархата, в истории журнала «Метрополь». Александр Павлов отобрал десять любимых и самых великих. На самом деле их, конечно, не десять, а гораздо больше, но ведь всех не перечислить.

w-13-9211604

Элейн Мей

В 1972-м сценарист и режиссер Элейн Мей выпустила свой маленький шедевр «Парень, разбивающий сердца» — умное, ироничное, лишенное всякой сентиментальности кино. И это от женщины. В середине 2000-х братья Фаррелли воздадут должное гению Мей и снимут ремейк, в русском прокате вышедший под названием «Девушка моих кошмаров». У братьев тоже получилось неплохо, но это, конечно, уже совсем другой фильм. Так что доберитесь до оригинала, пожалуйста.

Кроме того, оказывается, женщины тоже могут снимать восхитительное плохое кино. В 1987 году Мей сделала что-то невероятное — сняла картину «Иштар», которая до сих пор мелькает в списках самых плохих фильмов всех времен. Знаете, снять всеми почитаемое плохое кино — посложнее, чем штамповать хиты типа «Повелитель бури» или «Цель номер один». Оскароносные картины любая сделает — а вы попробуйте провалиться с шиком. Мей смогла. С тех пор режиссуру ей никто не доверял. Потому что — баба.

 w-2-6041401

Лиззи Борден

Лиззи Борден — радикальная феминистка. В 1980-х сняла великое кино «Рожденные в огне» за 40 000 долларов. Кино это, правда, смотреть невыносимо, но великим от этого оно быть не перестает. Эпизодическую роль в фильме, кстати, сыграла еще одна знаменитая феминистка Кэтрин Бигелоу. Позже Борден сделала одну из самых интересных драм 1980-х «Проститутки». Еще много снимала про секс — так, как его видят женщины (ха-ха). То еще зрелище, должен вам сказать.

Однако всем доступен только один ее фильм — «Любовные преступления» с Шон Янг. Смотришь ты этот крепкий криминальный триллер и удивляешься: «Чего это такие низкие оценки у фильма? Люди — дураки! Ничего в кино не смыслят». Но проходит время — и ты осознаешь, что фильм превратился в какую-то неведомую чушь. Ты разводишь руками, не понимаешь, как это могло произойти, — нормально же все было. Думаешь: «Нет, не дураки люди-то!» А потом вдруг вспоминаешь, кто снял фильм, — и все встает на свои места. Так что, в принципе, кино неплохое, если постоянно держать в уме, что ты смотришь женский криминальный триллер. Это всего лишь триллер от бабы.

 w-3-4903084

Пенелопа Сфирис

В отличие от прочих женщин, пытавшихся стать режиссерами, у Пенелопы Сфирис получилось это сделать; более того — она едва ли не единственная, кто может ходить с высоко поднятой головой. В короне. Как принцесса. Только она — не принцесса, она — «культовый автор». Потому ее корона подороже любой другой будет. Ее документальная трилогия «Закат западной цивилизации» давно вошла в анналы документалистики и значится в числе лучших и самых важных документальных работ о музыке (если, конечно, считать панк и металл «музыкой»). Как ни странно, наиболее успешной стала вторая часть трилогии, посвященная металлу, а не первая — про панк, который, к слову, является одной из главных тем в творчестве Сфирис. Но на ее режиссерском счету еще несколько выдающихся жанровых работ, сделанных в 1980-е. Впрочем, и в 1990-е она порадовала нас, тогда еще непритязательных зрителей, комедиями «Деревенщина из Беверли-Хиллз» и «Без чувств». В 2000-е Пенелопа Сфирис стала пристойным и уважаемым режиссером. И вместо того, чтобы делать фильмы про панк, она сняла одну из церемоний вручения премии «Оскар». Такая вот она, бабья доля.

w-4-6165461 

Джеки Конг

Джеки Конг — американка азиатского происхождения, девушка без заскоков. Большая редкость в наших краях, знаете ли. Родилась вовремя, потому что такое кино, которое она снимала в 1980-е, ни в какое другое десятилетие ей бы снять никто не дал (кстати, так в итоге и получилось: не дали). Я лично ее очень люблю за то, что эта женщина сняла два весьма специфических хоррора: «Существо» и «Кровавая закусочная», — а главное — две эксцентричные полицейские комедии-пародии в духе «Голого пистолета».

Это, конечно, не «Голый пистолет», но и было это еще до культовой комедии с Лесли Нильсеном. Бывает, прочитаешь где-нибудь что-то ужасное типа: «До „Бешеных псов“ Тарантино были „Соломенные псы“ Сэма Пекинпа», — и тебя бросает в дрожь. Так вот, в отношении Джеки Конг так писать абсолютно справедливо: до «Голого пистолета» был «Ночной патруль». Как ни крути, но «Ночной патруль» и «Из архивов полиции» останутся самыми яркими образчиками жанра, а Джеки Конг — первопроходцем комедии-пародии. Сегодня снимать ей особо уже никто не дает. Знаете почему? Правильно: баба.

 w-5-5767661

Барбара Лоден

Не путайте, пожалуйста, «Ванду» с «Рыбкой по имени Ванда».

Про таких, как Барбара Лоден, говорят «женщина трудной судьбы». Но про Барбару Лоден можно сказать, что судьба этой женщины еще труднее, чем у многих других женщин с трудными судьбами. Чрезвычайно талантливая актриса, она пришлась не ко времени в качестве режиссера. Еще сильнее ей не повезло в любви (впрочем, сама виновата): она стала женой Элиа Казана — прекрасного режиссера и ужасного мужа. На момент ее трагической смерти от рака у них шел бракоразводный процесс.

«Ванда» — единственная режиссерская работа Лоден. Это кино — сюрприз, тоже про женщину трудной судьбы. И эту судьбу она тоже выбрала себе сама. Необразованная девушка (кто бы это мог быть, если не сама Барбара Лоден) бросает своего мужа и детей, а после связывается с сутенером и грабителем банков. Ну и типа все мы должны ее пожалеть, эту бабу. Да ты сама выбрала себе такую судьбу, баба!

А Барбару Лоден, конечно, жаль.

 w-6-3071065

Мэри Хэррон

Мэри Хэррон долго шла к режиссуре. Американское контркультурное движение хорошо знало свою героиню уже в 1970-е, как-никак не чужая для мира панка девушка. А первый ее фильм вышел только в середине 1990-х. Впрочем, несмотря на то что снимать она начала поздно, все же темы, которые выбирает Хэррон, очень крутые: беспардонная Бетти Пейдж или покушение на Энди Уорхола. Недавно она сделала кино про Анну Николь Смит, разбившую миллионы сердец российским подросткам в 1990-е.

Нельзя сказать, что ее последние фильмы такие уж удачные, но наверняка можно утверждать следующее: никто лучше нее пока еще не экранизировал Брета Истона Эллиса. Но и материал ей попался самый подходящий — «Американский психопат». Да-да, этот крутой фильм про сошедшего с ума яппи и по совместительству убийцу женщин (в исполнении Кристиана Бэйла) сняла Мэри Хэррон. И вы взялись за голову и говорите себе: нет, не может быть! А вот и может. Ничего не поделаешь: это кино сняла баба.

 w-7-7525982

Таня Розенберг

Таня Розенберг в отличие от прочих женщин, пытающихся представить «женский взгляд на мир», решила не утруждать себя созданием фильмов о сложном положении женщины в патриархатном обществе или о том, как трудно женщине в «мужской профессии». У Тани Розенберг все просто: гастролирующая бейсбольная команда побеждает местную, провинциальную. Все бы ничего, если бы победители не были женщинами — знойными цыпочками. Обиженные деревенщины решают отомстить типично мужским способом (понятно каким, а если нет — смотрите кино). И когда несколько девушек умирают ужасной насильственной смертью, оставшиеся берут себя в руки и начинают играть с обидчиками — но теперь уже не в бейсбол, а в нормальную, кровавую, игру. И все по правилам — по правилам эксплуатационного кино. А в эксплуатационном кино Таня Розенберг даст фору многим, кто любит снимать на тему «изнасилование → месть». Это — ее единственная работа, и очень крутая. Низкий рейтинг фильма объясняется тем, что мужчинам обидно, что такой крутой фильм, как «Кровавые игры», мог сделать человек по имени Таня. Что тут сказать: баба.

 

Кимберли Пирс

Кто еще мог снять фильм с названием «Парни не плачут»? Разумеется, баба. Парадокс в том, что кино не про парней, а про девушку, которая притворяется парнем, чтобы соблазнить другую девушку. Такой вот лихой сюжет. А фильм — так еще более лихой. Женщины — странные существа, а женщины-режиссеры — тем более. Но Кимберли Пирс — это явление. Даже ее вариант «Кэрри» с прекрасным названием «Телекинез», почти всеми поруганный, и тот вполне себе ничего. Давайте скрестим пальцы и пожелаем Кимберли будущих удач.

 w-9-3669998

Кэтрин Хардвик

«Кто такая эта Кэтрин Хардвик, чтобы мы про нее что-то знали?» — спросите вы. А я вам скажу, кто она такая. Эта женщина сняла то самое кино, название которого мужчинам произносить нельзя. Речь, конечно, о первых «Сумерках». Смотришь ты эти самые «Сумерки» и думаешь: «Да кто ж снял-то этот ад, да сколько ж можно? Что это за такое вообще? Как так-то?» Но баба же сняла. В общем, если помнить, кто снял первые «Сумерки», то без шуток заявляю: это шедевр всех времен. Жаль, что «Красная шапочка» так хорошо не зашла, а меж тем не менее знатное кино. В фильмографии Катрин Хардвик можно найти еще много интересного. Но лучше пересмотреть несколько раз первые «Сумерки», потому что этот фильм — сотрясение мозга.

 w-10-3529973

Эми Хекерлинг

Эми Хекерлинг снимала поколенческое кино, когда это еще не стало мейнстримом, а у Кэмерона Кроу еще молоко на губах не высохло. Ее «Беспечные времена в „Риджмонт-Хай“» (1982) останутся образцом сложного молодежного кино. Эми Хекерлинг снимала Чеви Чейза и Джона Траволту в их лучшие годы. В 1995-м она сделала еще один культовый поколенческий фильм «Бестолковые», который будет малопонятен нынешним школолольникам. По его мотивам в итоге сняли целый сериал — абсолютно бестолковый, надо сказать (как, кстати, и сам фильм). Сегодня же она работает в сериалах и делает уже не такие хорошие фильмы. Ну а кто сейчас делает хорошие?

И да, чуть не забыл. Ваша любимая зажигательная песенка Lady Don’t Hurt Me приобрела статус «крутого смешного хита» после того, как была использована в качестве главной темы в комедии Эми Хекерлинг «Ночь в Роксбери». Неплохо для бабы, не правда ли?