d181d0bcd0bed182d180d0b5d182d18c-d0bdd0b0-d0b2d0bed181d18cd0bcd0bed0b5-d0bcd0b0d180d182d0b0-1-7444701

Героиня Джейн Фонды влюбляется в парализованного ветерана Вьетнамской войны, пока ее собственный муж несет службу там же. Она не в силах справиться с не свойственным ей одиночеством, да и мужская харизма нового возлюбленного такова, что физические недостатки перестают иметь значение. Она же, когда ее муж, эмоционально истощенный и подавленный, возвращается из Вьетнама, находит в себе силы для того, чтобы встретить ситуацию честно и с открытым забралом — хочется сказать «по-мужски», однако не каждый мужчина способен на такое. Трансформация героини из шаблонной ура-патриотки в глубоко чувствующую натуру поразительна.

Мардж Гандерсон, «Фарго»

Fargo, 1996. Режиссеры: братья Коэны

d181d0bcd0bed182d180d0b5d182d18c-d0bdd0b0-d0b2d0bed181d18cd0bcd0bed0b5-d0bcd0b0d180d182d0b0-2-9931573

Беременная полицейский-детектив (Фрэнсис Макдорманд) — персонаж в кинематографе новаторский сам по себе. Комическая линия, связанная с героиней, удивительным образом возникает, когда она расследует убийства, отдуваясь, инстинктивно хватаясь за живот и постоянно бегая в туалет, как любая нормальная беременная. Сколь уморительно серьезна дама на последних сроках, занимающаяся детективным расследованием, столь беспредельно глупы убийцы. Главная героиня элегантно, без драм и ненужной суеты, справляется со всеми обязанностями сразу и этим завоевывает мое сердце. В ее трогательной любви к мужу — художнику, зарабатывающему на жизнь дизайном почтовых марок, — есть что-то удивительно глубокое и утешительное.

Ри, «Зимняя кость»

Winter’s Bone, 2010. Режиссер: Дебра Граник

d181d0bcd0bed182d180d0b5d182d18c-d0bdd0b0-d0b2d0bed181d18cd0bcd0bed0b5-d0bcd0b0d180d182d0b0-3-3496011Ри 17 лет, ее отец в бегах после выхода из тюрьмы, если он не объявится, чтобы заплатить долги по закладной, Ри (ее играет Дженнифер Лоуренс) и ее младших брата с сестрой выселят из дома. Действие происходит в горах Озарк, населенных реднеками со стальными задницами, каждый из которых похож на персонажа инфернальных комиксов, а основной способ заработка в этих местах — торговля наркотиками. В этом фильме нет ни единого положительного героя — только мужчины и женщины неопределенного возраста, будто вырубленные топором из цельной колоды. Семнадцатилетней девушке предстоит решить задачу, к которой непонятно как и подойти: папаша мутил такие дела, что одна ошибка — и твой труп никогда не будет найден. Ри не позволяет себе даже на секунду усомниться в том, что у нее есть какой-то иной путь, кроме как лечь костьми, но спасти семью. Решимость ее столь сильна, что способна на несколько минут выбить подобие человеческих эмоций из мумий, которыми населены окружающие ландшафты.

Этель Тейер, «На Золотом пруду»

On Golden Pond, 1981. Режиссер: Марк Райделл

d181d0bcd0bed182d180d0b5d182d18c-d0bdd0b0-d0b2d0bed181d18cd0bcd0bed0b5-d0bcd0b0d180d182d0b0-4-9161961

Кэтрин Хепберн играет жену восьмидесятилетнего отставного профессора Нормана Тейера — типичного для американского кино героя, главу семейства, полного нерешенных конфликтов, как автоцистерна «Живая рыба» — карпов. Профессор, помимо проблем в семье, отказывается примириться с фактом собственной смертности, так что в роли примирителя, а также медиатора и учителя приходится выступать Этель. Что еще, как не это — приводить в чувство стареющих мальчишек, не готовых встретить свою смерть, — является главной (после материнства) женской функцией? Терпение, с которым она разделяет страх, боль и разочарование своего любимого, не имеет цены.

Это кино — из разряда тех картин, в которых вроде бы второстепенный персонаж превращается в главного. Исподволь, без лишнего шума и привлечения внимания — и вот уже зритель понимает, кто здесь первая скрипка. Без кого развалится весь этот карточный домик, коллекция характеров, которых ничто, кроме любви одной-единственной женщины, не способно удержать вместе. Вот кого имел в виду знакомый нам Абдулла из «Белого солнца пустыни», говоривший: «Хорошая жена, хороший дом — что еще надо человеку, чтобы встретить старость?» Этель Тейер, пожалуй, сама бы вынесла Верещагину пулемет: раз уж он принял решение умирать, значит так тому и быть.

Ли Энн Туи, «Невидимая сторона»

The Blind Side, 2009. Режиссер: Джон Ли Хэнкок

d181d0bcd0bed182d180d0b5d182d18c-d0bdd0b0-d0b2d0bed181d18cd0bcd0bed0b5-d0bcd0b0d180d182d0b0-5-5620110

Героиня Сандры Буллок, состоятельная дама, берет под опеку бездомного черного парня, ходячую коллекцию проблем. Чувак и сам не очень-то верит в свою способность стать кем-либо, кроме порции мяса, которую улица прожует и проглотит, как тысячи ему подобных. Точно так же считают и окружающие — Ли Энн оказывается едва ли не единственным человеком на планете, который верит в иной исход дела. Сандра Буллок, которую с самого начала карьеры упрекали в том, что она не представляет собой ничего, кроме eye candy, с возрастом превратилась в интересную актрису (чего я не могу сказать, например, о Джулии Робертс). Ее Ли Энн — образец эволюции тех самых «южных леди», о которых я читал у своих любимых писателей, вроде Фолкнера. Она живет с достоинством, которое иначе как врожденным трудно назвать, действует руководствуясь исключительно четким внутренним нравственным чутьем и с какой-то непробиваемой уверенностью в правильности своих поступков. И побеждает, разумеется.

Джуно Макгафф, «Джуно»

Juno, 2007. Режиссер: Джейсон Райтман

d181d0bcd0bed182d180d0b5d182d18c-d0bdd0b0-d0b2d0bed181d18cd0bcd0bed0b5-d0bcd0b0d180d182d0b0-6-3278329

Эллен Пейдж играет роль беременной школьницы, которая получает предложение об усыновлении своего еще не рожденного ребенка от пары молодых людей, которые не могут иметь собственных детей. Дилемма, на первый взгляд, типична: оставлять ребенка или нет? На самом деле проблема куда более глубока: созрела ли она как личность для того, чтобы брать на себя ответственность по воспитанию? И каким образом этот шаг повлияет на ее собственное будущее?

Это кино о девушке, которая не просто находится на пороге взрослой жизни, но несет багаж в виде совершенной ошибки. Один из редких американских независимых фильмов, добившихся настоящего успеха благодаря нетривиальному взгляду на тривиальные проблемы. Чем героиня завоевывает нашу любовь? Тем, что сумела сохранить честность перед собой, своим ребенком и людьми, которые оказались вовлечены в сюжет. Честность, редко встречающаяся в ее возрасте, способность отвечать за собственные поступки — вот что превращает школьницу в личность и дарит веру в то, что ее собственная жизнь не превратится в извилистую дорогу самообмана, компромиссов и разочарований.

Матильда Иванчич, «Офицер с розой»

Oficir s ruzom, 1987. Режиссер: Деян Шорак

d181d0bcd0bed182d180d0b5d182d18c-d0bdd0b0-d0b2d0bed181d18cd0bcd0bed0b5-d0bcd0b0d180d182d0b0-7-2587305

Не могу пройти мимо этой югославской мелодрамы о событиях в освобожденном Загребе в конце Второй мировой войны: начало режима Тито, поиски внутриполитических врагов, какие-то душегубы с черными рылами.

Я видел фильм в конце 80-х (дублированный, в паршивой советской копии), но не мог оторваться от благородной Матильды Иванчич, дамы голубых кровей, влюбившейся в волоокого офицера. Ее чувств ничто не смогло охладить, хотя она прекрасно понимала, что ее избранник не был ей ровней ни в воспитании, ни в чувстве собственного достоинства, ни в благородстве и великодушии. Она была выше него во всем — и тем не менее полюбила. Вероятно, каждому мужчине хотелось бы такой безусловной любви — осталось только ее заслужить, верно?