19-5353177

Билл Уилсон и Боб Смит, 1935 год, Эйкрон, штат Огайо. Билл и Боб были членами христианской организации «Оксфордская группа», которая ставила своей целью поиски «Божьего контроля». «Оксфордцы» верили в то, что только контролируемые Богом личности могут построить «разумное общество в безумном мире». Насколько я понимаю, очередная инкарнация секты, где роль и. о. Бога «временно» берет на себя какой-нибудь Джим Джонс — и поехали по обычной программе. Билл Уилсон, однако, был горьким алкоголиком, и никакой «Божий контроль» ему не помогал, оттого он понял, что искать помощи надо иначе. Так родились «Анонимные алкоголики» (название было придумано позже) — группа людей со сложными взаимоотношениями с выпивкой, которые начали собираться на неформальные встречи и делиться наболевшим. Участники группы полагались более на поддержку товарищей, нежели на Божественный промысел. Оказалось, что групповая терапия давала им гораздо больше энергии (которую они иногда описывали как «экстраординарную»), чем их собственная способность к абстиненции. Выяснилось, что им больше не нужна была Оксфордская группа, да их и выставили оттуда довольно скоро, по причинам очевидного несовпадения интересов. В 1955-м Билл Уилсон признал, впрочем, что Оксфордская группа научила их, что нужно делать, и в то же время дала понять, чего делать не следует.

22-6534430

В середине 50-х, когда общество выросло до двух миллионов членов, в нем начались первые попытки формализации — структурирования, постановки целей и главное — борьба за лидерства. К чести Билла Уилсона, свой авторитет он немедленно употребил на то, чтобы пресечь потенциальную борьбу за власть, — в результате с тех самых пор и по сей день АА существуют как сугубо добровольное общество, полностью независимое и не содержащее никакой внутренней иерархии. Очень приблизительно структуру АА называют «перевернутой пирамидой», где, в отличие от типичной, в основании находится рядовой алкоголик, а вершина — множество остальных, которые принимают такое же участие в жизни группы.

Единственной целью была провозглашена помощь алкоголикам в выздоровлении — абсолютно непрофессиональная, на общественных началах и без рекламы. Общество спонсируется самими участниками, при этом ежегодный взнос ограничен 3000 долларов в год — полагаю, чтобы ни один из членов не сумел получить влияния внутри общества из-за размера своего финансового участия. Это очень разумно: так АА подтверждают внутреннее равенство, говоря: «Здесь нет успешных или неуспешных — лишь алкоголики». Девиз АА — «Протрезветь самому и помочь другому». АА никогда не увлекались медицинской теорией алкоголизма, однако придерживаются мнения, что алкоголизм — хроническое заболевание, вроде артрита или астмы. Я думаю, это единственный вариант, выдержавший испытание практикой, — в противном случае пришлось бы признать, что каждый алкоголик или наркоман может перестать быть таковым лишь усилием воли. Некоторые из моих знакомых с подобными проблемами именно так и рассуждали: я слышал от них выражения «снова заболел», «полечиться» и «лекарство». По-моему, это дает людям возможность снять хотя бы часть ответственности с себя — и тем самым поправить самолюбие, которое у любого зависимого всегда в плачевном состоянии. Каждый алкоголик или наркоман, как под кузнечным молотом, живет под грузом общественного осуждения: родители, супруг (-а), дети. Подобный прессинг выдержать не каждому под силу, и, если не дать послабления хотя бы самому себе, человеку просто не останется выбора, кроме как лезть в петлю.

32-7899049

Всех членов общества просят оставаться анонимными. Это правило существует для того, чтобы общество не было скомпрометировано, если будут рецидивы или если его член вдруг изменит свои взгляды.

Анонимных алкоголиков называют квазирелигиозной организацией: при том, что с христианскими учениями они распрощались, не обошлось без собственной Библии, которая называется «Большой книгой»: «Анонимные алкоголики: История более чем сотни человек, излечившихся от алкоголизма». Этот изданный в 1939 году сборник уложений представляет собой пошаговую инструкцию по выходу из пике для вновь прибывших, с описанием всех этапов, которые им следует пройти на пути к выздоровлению.

Книга состоит из двух частей: в первой и по сегодняшний день практически не изменилось ни строчки: 12 принципов, в том числе признание в том, что они бессильны помочь преодолеть зависимость и читателям требуется некая «высшая сила» для того, чтобы протрезветь. Вторая часть книги — персональные истории излечившихся, которые меняются при каждом переиздании (а их с первого тиража было немало).

42-5006970

Помимо простого воздержания от выпивки, члены общества должны пройти программу, описанную в Большой книге, но не в одиночку, а с ментором — членом общества, который эти шаги уже совершил и сможет духовно наставить на верный путь (такой наставник называется «спонсор»).

Первым шагом для любого кандидата должно быть признание себя алкоголиком — без этого не может идти речи о дальнейшем движении. «Привет, меня зовут имярек, и я алкоголик», — эта фраза известна любому кинозрителю не хуже, чем «Бонд. Джеймс Бонд».

52-5360240

За основу концепции двенадцати шагов ее авторы наверняка взяли идею десяти заповедей. Только здесь от всего текста веет тем самым ненужным многословием и путаницей, назначение которых — придать тексту вес и запутать читателя для потенциальных манипуляций. Юридическая литература, законодательные акты, религиозные уложения — все это одного поля отравленные ягоды. Впрочем, я отвлекся.

Как однажды поступил Джордж Карлин, сейчас и мы прочтем «12 шагов» Анонимных алкоголиков, растолкуем их и приведем в удобоваримый вид — при этом не потеряв ни грана смысла:

62-2468551

Для начала, сразу заметны старания объединить представи- телей всех возможных конфессий при помощи замечания «Бог, каким мы его себе представляем»: наш бог — с бородой, а ваш — с закрытыми глазами и лишним весом, но, пожалуйста, не обращайте внимания на эти детали.

Оставим пункт 1 неизменным. Он важен тем, что знаменует начало процесса, без которого нет смысла и пробовать. Пункты 2 и 3 объединяем следующим образом: «Поверить в то, что лишь Божественная сила способна вернуть нас к здравому рассудку, и принять решение вверить этой силе свою жизнь». Прямо-таки напрашивается и объединение пунктов 5, 6 и 7: «Искренне признать свои ошибки, просить Бога и быть готовым принять помощь Бога в их исправлении». Полагаю, эти шаги свидетельствуют о том, что кто-то на полпути решил отвергнуть помощь Бога в исправлении своих недостатков и отказался оплачивать почтовые расходы по отправке этой помощи назад. Для меня это очень странная ремарка.

Пункты 8 и 9 — искусственно разделенные в детстве близнецы, превратим их в «Составить список пострадавших от наших деяний и исправить последствия этих поступков (если это не ведет к большему вреду)». Ох уж эти мне американцы. Юристы и буквоеды. Это что-то вроде типичного «Отказа от ответственности», который подписываешь перед прыжком с парашютом: мы призываем вас исправлять ошибки, но, если вы чего наворотите при этом, мы вас предупредили.

Пункты 4 и 10 — вообще одно и то же, так что мы смело ужимаем их до «Провести честный моральный самоанализ и никогда больше не лгать себе». Пункт 11 ничего не добавляет и не несет ровно никакой смысловой нагрузки. Улучшить контакт с Богом? А что, он окисляется со временем и поэтому его нужно постоянно чистить? Выкидываем. Что до последнего, двенадцатого, пункта, то это простая констатация фактов. Духовно переродившись, мы продолжаем движение. В мусор.

72-7819988

В результате вместо двенадцати правил отлично выходит пять, которые легко читаются и несут ровно ту же смысловую нагрузку. Что же, никому пока не удалось научными методами доказать эффективность АА, но никому не удалось доказать и обратного. Однако невозможно отрицать того, что организация имеет глобальную известность — при том, что никак себя не рекламирует.

На сегодняшний день число ее членов составляет более двух миллионов человек. Успех АА связывают с атмосферой духовного обмена на встречах общества — через некоторое время те тридцать с лишним процентов участников начинают пить меньше и реже, многие отказываются от выпивки навсегда. Исследователи с самого начала затруднялись определить главный элемент успеха АА. Билл Уилсон писал: «Ничто так не помогает воздерживаться от пьянства, как помощь другим алкоголикам». Чувство ли собственной нужности другим, которого так не хватает человеку, привыкшему быть обузой? Или, быть может, алкоголикам просто негде больше пообщаться с товарищами по несчастью, которые только и могут отнестись к ним непредвзято и безоценочно?