1-d0b0d0bdd182d0b8d183d182d0bed0bfd0b8d0b8-9108504

«Виртуальный кошмар», 2000. Режиссер: Майкл Паттинсон

Одна из тех редких жемчужин, что можно обнаружить в авгиевых конюшнях никому не нужного кино. Фильм снят для австралийского телевидения и поэтому совершенно непритязателен с точки зрения технического воплощения. Но так даже лучше, ибо, не принимая участия в соревновании по привлечению зрителя, картина концептуально превосходит «Матрицу», вышедшую годом раньше. Пересказывать сюжет — значит изрядно подпортить просмотр фильма. Поэтому ограничусь лишь ремаркой: это — один из наиболее интересных взглядов на антиутопию, которая не является такой уж ужасной, как принято думать. В хорошем качестве эту картину не найдете, зато в переводе — легко. Приятного просмотра.

2-d0b0d0bdd182d0b8d183d182d0bed0bfd0b8d0b8-2300938

«Гаррисон Бержерон», 1995. Режиссер: Брюс Питтман

Короткий и довольно посредственный рассказ Курта Воннегута, развернутый в целую философскую концепцию и доведенный до совершенства в фильме. Снова телевизионный продукт, но на этот раз для канадского телевидения. После второй американской революции все люди стали равны — прежде всего, в интеллектуальном отношении. Если ты шибко умный, на тебя наденут особый шлем, чтобы сравнялся с остальными идиотами. Однако молодой Гаррисон умен настолько, что его никакой шлем не берет. В итоге честность и любознательность приводят героя в тайное общество людей, которые на самом деле правят Америкой. Дальше смотрите сами. В очередной раз картина за счет того, что создавалась для ТВ, превосходит многие голливудские антиутопии, вынужденно сделанные в угоду развлечению. Непременно смотреть.

3-d0b0d0bdd182d0b8d183d182d0bed0bfd0b8d0b8-6815670

«Воины света», 2009. Режиссеры: Майкл и Питер Спириги

Не знаю, смотрели ли вы и любите ли это кино, но оно невероятно крутое. Вампирская антиутопия про то, как кровососущие уроды выпили почти всех людей и теперь страдают от отсутствия продуктов. Короче, очень халатно они относились к самому качественному земному ресурсу — людям. То есть вроде все хорошо: вампиры нормально устроились в современном мире — но есть минусы: 1) кушать нечего, 2) оставшихся людей зажимают. Но почему-то никто не задается элементарным вопросом: зачем эти люди вообще нужны, если вампиры уже победили? Если бы вампирам было что кушать, фильм точно считался бы скорее утопией, чем антиутопией. Очень отдаленно, но в своем «вампирском гуманистическом пафосе» герой Итана Хоука напоминает вампирского Брэда Питта из «Интервью с вампиром», только в нем нет ничего гейского, что, конечно, большой плюс для «Воинов света». Вампирское кино, и вдруг лишенное квирного подтекста, — большая редкость в наши сложные времена.

4-d0b0d0bdd182d0b8d183d182d0bed0bfd0b8d0b8-7871711

«Отродье», 2001. Режиссер: Майкл Обловитц

Снова вампиры. Я бы не стал подсовывать вам «это», если бы не нашел фильм в тех же самых завалах дерьма, где отыскал иные дешевые шедевры. Заслуживающая самых лестных отзывов история про то, как люди, в отличие от тех, что были едой в «Воинах света», научились сосуществовать с вампирами и даже подчинили себе последних. Вампирам положение угнетенных не очень нравится, и они готовят революцию. Картина того же уровня, что «Виртуальный кошмар» и «Гаррисон Бержерон»: дешевая, но предельно интересная для тех, кто любит поразмышлять. В главной роли, кстати, сам Эдриан Пол, вы можете знать его по телесериалу «Горец». Очень органично он смотрится с вампирскими клыками: вероятно, сказалась привычка к вечной жизни на экране. Телевизионной, но вечной.

5-d0b0d0bdd182d0b8d183d182d0bed0bfd0b8d0b8-9738126

«Киборг», 1989. Режиссер: Альберт Пьюн

Альберт Пьюн, который снял очень много бюджетных фильмов со звездами третьего эшелона и далее по убывающей (то есть четвертого и ниже), слывет культовым автором среди знатоков нестандартного кино. Однако некоторые из его жанровых бешек иначе как артхаусом не назовешь. Этого, правда, нельзя сказать о «Киборге» — как минимум шедевре для всех тех, кто познавал волшебный мир дерьмового зарубежного кино в конце 1980-х и первой половине 1990-х. Хотя он не стал такой же классикой, как «Рэмбо» или «Терминатор», фильм оставался любимым предметом разговоров дворовых пацанов, чувствительных к современной культуре. В картине все: женщина-киборг, стильные сухопутные пираты с ужасным злодеем во главе и совсем молоденький Жан-Клод Ван Дамм, у которого еще, казалось тогда, могла сложиться карьера звезды первой величины. Если не видели, то о-го-го сколько пропустили. Вероятно, эта антиутопия не зайдет так хорошо, но познакомиться с историей необходимо всем, кто считает, что разбирается в кино.

6-d0b0d0bdd182d0b8d183d182d0bed0bfd0b8d0b8-4954011

«Идиократия», 2006. Режиссер: Майк Джадж

В далекие-далекие времена, то есть в первой половине 2000-х, когда имя Майка Джаджа многое говорило молодому поколению (вы, например, скажете, кто такой Майк Джадж, не заглядывая в гугл?), картина могла стать культовой очень легко. Но классикой американского комедийного кинематографа «Идиократия» по каким-то загадочным причинам так и не стала. Вероятно, потому, что слишком идиотская. Хотя не сам фильм идиотский — он всего лишь посвящен идиотам, то есть тупым американцам, умственные способности которых к 2500 году пришли в совсем уж негодное состояние. Тогда еще не превратившийся в Джона Кенди Люк Уилсон играет заурядного лентяя, по роковой случайности проспавшего 500 лет и проснувшегося среди идиотов, в которых превратились американцы. Пользуясь своим интеллектом, Люк очень быстро достигает карьерных высот. Много забавных находок, но к концу фильм начинает утомлять. Получается так: за идеи — «5+», а за реализацию — слабая «4», почти «3». Редчайшая антиутопия со счастливым концом.

7-d0b0d0bdd182d0b8d183d182d0bed0bfd0b8d0b8-4198083

«Человек Омега», 1971. Режиссер: Борис Сагал

Одна из нескольких экранизаций знаменитого романа Ричарда Мэтисона «Последний человек на Земле». В сюжете ничего нового: последний мужчина на планете вроде как не стал мутантом, а «эти» странные существа в балахонах — стали. Странные существа — потому, что, кажется, и не вампиры, и не зомби, а не пойми кто. Единственное, что ясно, — так это то, что они очень агрессивно настроены по отношению к последнему нормальному человеку. Ну вы, в общем, сами все знаете: скорее всего, видели «Я легенда» — позднюю экранизацию того же Мэтисона. Кстати, именно «Человека Омегу», а не, скажем, первую версию экранизации с Винсентом Прайсом пародируют в одном из хэллоуинских эпизодов «Симпсоны». Самое печальное, конечно, в том, что если последним человеком на Земле останется Чарлтон Хестон, может тогда и не стоит продолжать человеческий род? Не то чтобы у меня к нему какие-то претензии, но вот лучше, может, не надо, ладно? Может быть, тогда пусть себе живут уже эти мутанты?

8-d0b0d0bdd182d0b8d183d182d0bed0bfd0b8d0b8-4693610

«Девушка на танке», 1995. Режиссер: Рейчел Тэлалей

Это образец антиутопии, которая прекрасно уживается с другим жанром — постапокалипсисом. Но на обыкновенный постапокалипсис все же не тянет: слишком оригинальный фильм, однако, как и обычная антиутопия, тоже не такой уж и классический. В любом случае это кино про 1) девушку, 2) на танке. Вот, в общем-то, и все, что вам нужно знать об этой бездарной и потому восхитительной экранизации комиксов. Пыталась снять хороший фильм, а сделала шедевр плохого кинематографа Рейчел Тэлалей. Вы можете помнить ее по еще одному такому же восхитительно-бездарному фильму «Кошмар на улице вязов 6», после которого, кстати, сам Уэс Крэйвен, создатель первой части, видимо, сказал: «С меня хватит!» — и уже седьмую серию делал сам. В «Девушке на танке» прекрасно все. Это плохое кино пользуется неизменно хорошей репутацией у всех киноманов, поклоняющихся культовому кинематографу.

9-d0b0d0bdd182d0b8d183d182d0bed0bfd0b8d0b8-5212961

«Остров», 2005. Режиссер: Майкл Бэй

Что ни говорите про способности Майкла Бэя, а режиссер сильный. Вероятно, эта очень насыщенная, концептуально и по-хорошему крепко сделанная антиутопия не выстрелила из-за репутации режиссера. Бэя, кажется, еще до рождения считали бездарным кинематографистом — «тем самым, что снял „Трансформеров“». Между тем проблемы клонирования, идентичности и капитализма в картине раскрываются если и не по-новому, то уж по крайней мере любопытно. И даже экшен, без которого немыслим «творческий стиль» Бэя, не сказать чтобы невыносим — вполне себе ничего. В общем, незаслуженно непризнанная антиутопия, которая попала в тень своих престижных конкурентов и нуждается в том, чтобы ее хотя бы пересмотрели и, возможно, дали ей шанс. Как хотите, но, по мне, она не уступает даже «Особому мнению». А «Особое мнение» я очень люблю, ничего не могу с собой поделать.

10-d0b0d0bdd182d0b8d183d182d0bed0bfd0b8d0b8-7396081

«Деликатесы», 1990. Режиссеры: Марк Каро, Жан-Пьер Жене

По отдельности Жене и Каро не стоят ничего. Вместе — это самый мощный дуэт французского кино за все время существования последнего. И конечно, один из наиболее ярких образчиков современного французского мрачного сюрреализма. В отличие от некоторых из представленных в списке фильмов этот — однозначно шедевр престижного авторского кинематографа, в котором можно наблюдать «буйство стиля». Впрочем, техническое совершенство картины ничуть не вредит содержанию. По сюжету: после апокалипсиса некоторые члены общества научились вести цивилизованную жизнь — цивилизованную, да не совсем. Они живут себе спокойненько в доме сплоченной коммуной, а новыми жильцами самый главный человек сообщества (мерзкий мясник) кормит соседей. В такой антиутопии жить, пожалуй, не захочется никому, кроме разве что вегетарианцев, которые нашли пристанище под землей. Но и у тех, знаете ли, жизнь не малина. Вы, скорее всего, видели, но без этого фильма разговор об антиутопиях невозможен.