cl-0-6851488

В трактате «Недовольство культурой», опубликованном в 1930 году, Зигмунд Фрейд пишет: «в результате врожденной враждебности человеческих существ цивилизованное общество постоянно находится под угрозой распада». Фрейд одним из первых заметил, что наши антиобщественные тенденции (деструктивные инстинкты) чрезвычайно сильны, поэтому если человечество заинтересовано в строительстве цивилизации, то ему нужно искать способы подавления этих чрезвычайно мощных побудителей.

Фрейд описывает наши основные инстинкты следующим образом: «Человек не является мягким и любящим существом, которое в лучшем случае способно на защиту от нападения. Нужно считаться с тем, что к его влечениям принадлежит и большая доля агрессивности. Поэтому ближний для него будет не только возможным помощником или сексуальным объектом; всегда есть искушение сделать его средством удовлетворения агрессивности, воспользоваться его рабочей силой без вознаграждения, использовать как сексуальный объект, не спрашивая согласия, лишить имущества, унизить, причинить боль, мучить и убивать».

club-1-3840708

Всё существующее в первобытном обществе насилие — это прямое выражение наших агрессивных инстинктов, которые невозможно убрать, но можно сублимировать или подавить. Иными словами, уровень насилия никогда не меняется, его градус одинаково высок во все времена — что в прошлом, что в настоящем. Подавляя инстинктивные влечения, мы направляем агрессивные импульсы уже не вовне, а в себя. По зову гормонов не избиваем незнакомцев на улице, но изобретаем более изощренные формы психологического BDSM. Находящаяся внутри нас жестокость никуда не уходит. Люди по-прежнему алчут насилия, но вместо того, чтобы убивать других людей, они играют в GTA. Каждый раз, когда мы смотрим на современного цивилизованного человека, мы должны помнить, что под маской спокойствия находится кипящий котел гнева и возмущения, которые в любой момент могут выплеснуться через край.

В наше время считается, что теория инстинктов Фрейда не заслуживает доверия. Впрочем, даже те, кто отвергает специфическую теорию инстинктов, в целом согласны с его моделью разума как скороварки. Согласно Фрейду, разум человека, живущего в обществе, подобен кастрюле с кипящей водой, крышка которой плотно прижата. Пар не выходит наружу, он просто накапливается. Сублимация — это предохранительный клапан, позволяющий нам время от времени выпускать часть избыточного пара. Если температура не слишком высока, то можно достигнуть равновесия, и крышка скороварки, возможно, выдержит. Если вам не нравится человек, который стоит возле вас в метро, то достаточно представить, как вы разбиваете его лицо кирпичом, и настроение сразу улучшается. В противном случае возможен взрыв. Иными словами, разум спроектирован как древний Рим, в котором новые кварталы строились не на месте старых зданий, а вокруг них. Снаружи город может выглядеть вполне современным, но его центр по-прежнему архаичен. По ночам в нем режут, убивают и издеваются.

club-2-2217075

Насилие — это фундамент, на котором наши предки возвели храм цивилизации. Изначально социальный порядок достигался путем насилия и подавления инакомыслия. Примерно как в волчьей стае, для слаженного функционирования нашим предкам требовалась доминантная фигура , силой заставлявшая первобытную орду подчиняться себе. Этот альфа-самец олицетворял фигуру отца, а усваиваемый страх перед «вожаком стаи» подвергал цензуре желания. Неспроста первые в истории кодексы законов были крайне жестокими. Если бы варваров не приводила в ужас мысль о последствиях тех или иных действий, их кровожадность невозможно было бы контролировать. Но современный человек настолько угнетен и истерзан чувством вины, что для поддержания порядка больше не требуется публичного потрошения людей. Угрозы провести ночь в тюрьме в одной камере с жиганом достаточно, чтобы предотвратить большинство преступлений.

В кинофильме Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» Тайлер Дёрден говорит: «Мы созданы, чтобы быть охотниками, но живем в обществе шопинга. Больше некого убивать, не с кем сражаться, нечего преодолевать, нечего исследовать. Это выхолощенное общество — среда обитания обывателей», — и мы лишь киваем в знак одобрения. Безусловно, если сравнить современные тюрьмы с темницами XVIII века, то трудно не согласиться, что наше общество менее жестоко, чем триста лет назад.

club-3-5822009

В русскоязычном сегменте YouTube огромной популярностью пользуются кровожадные видео, снятые на мобильный телефон и видеорегистратор, — всевозможные ДТП, кулачные бои, издевательства, замаскированные под педо-сафари и т.п. Зритель подобного контента непременно хочет «выпустить пар», понарошку став свидетелем провинциального бойцовского клуба. YouTube сегодня — это виртуальная ратуша для казни, где можно выпустить свои негативные эмоции, побывав в роли палача, жертвы или наблюдателя. Подобный контент пестрит оригинальными комментариями, моральными измышлениями, призывами к поиску обидчиков — за просмотром драк душой отдыхают все слои населения, от млада до стара. Ничего нового в этом нет, просто насилие перетекло в виртуальную плоскость, приняв игровую форму. Публичная демонстрация насилия в форме пыток и казней была неотъемлемой частью европейской жизни вплоть до середины XIX века. Только представьте, каково это — смотреть, как человека четвертуют, сдирают кожу или сжигают живьем. Сегодня подобный контент молниеносно удалят модераторы любого видеохостинга, но около двухсот лет назад на такие зрелища родители водили своих детей. Со временем явное насилие было исключено из практики общественных институтов: тюремным надзирателям больше не разрешается мучить заключенных, учителям не позволено бить своих учеников и т.п. И пока мы воспринимаем этот факт как знак высокой цивилизованности, мусульмане все так же по закону шариата отрубают руки ворам и до смерти забивают камнями неверных жен, но еще не додумались выкладывать видео на потеху публики.

club-a-8240728

Мое самое любимое видео. Раба любви выбивает деньги из пенсионера за свои услуги. Мораль здесь проста: за все надо платить. Сегодня же отдайте все долги, пока коллекторы вами не заинтересовались.

club-a-8240728

club-4-1239095

Русские не похожи на муравьев или пчел, которые мгновенно реагируют на определенные химические раздражители и осуществляют именно те действия, которые более всего нужны для их улья. На пчел похожи чеченцы, стоит обидеть одного — и весь рой уже тут. Русские же похожи на шимпанзе, которые убивают и насилуют друг друга ради удовольствия. Но это аномальное видео, снятое Ларсом фон Триером, демонстрирует, что и обезьяны изредка приходят на выручку.

club-a-8240728

Социализация не приводит к фундаментальной трансформации человеческой природы, она просто дает нам способность контролировать наши фундаментальные импульсы. Этот тезис отчасти подтверждают ситуации, в которых люди забывают о необходимости сдерживать себя, например, когда они пьяны или охвачены сильным гневом — три жрицы демонстрируют антиобщественное поведение в ОВД, кувыркаясь на холодном полу.

club-a-8240728

Когда мы в гневе, ругань для нас приятна. Но текст, который мы при этом произносим, не имеет отношения к ситуации. Это просто набор слов или фраз, предназначенных для табуированных предметов: секс, дефекация, инцест или святотатство. Так почему мы ругаемся? Согласно теории Фрейда, когда человек начинает испытывать чрезмерную фрустрацию, «супер-эго больше не в состоянии осуществлять эффективный контроль. Гнев «переливается через край», на короткое время позволяя ид творить что угодно». И тогда человек изливает поток брани, получая удовольствие от реализации этих — обычно подавляемых — инстинктивных побуждений. Много горьких и справедливых слов прозвучало в этом видео.

club-a-8240728

Это настоящая современная поэзия в стиле вебкам и MTV, длинный атмосферный блэкметал с капитальным метафизическим намёком, а не академический сушняк. Хочу сразу всех успокоить, особенно эпилептиков и неуравновешенных, — в конце нас ждет свадьба и хэппи-энд. Сюжет такой: произошло ужасное, мистическим образом из холодильника исчезла кастрюля с борщом. Ромео расстроился, что его Джульетта придавалась гедонизму без него и трапезничала после 18:00. «Ты думала, о чем думала?» — спрашивает главный герой у своей любимой, а тем временем группа Тату просит «показать им любовь». Финал сего шедевра — артхаус в лучших традициях «Зеленого слоника», не каждый день такое увидишь.

club-b-4492632