Мутит даже не от того, что тебя зароют в землю, а сверху поставят крест. Нет. Истинный ужас начнется после. Поминки. Конечно, все будет происходить не так, как фильме Сигарева «Жить». Все будет гораздо хуже. Но в твоих силах избежать позора и не дать нажиться на своей смерти наемным плакальщицам и похоронным агентствам. И потому ты говоришь крематорию — да.
Пока ты лихорадочно подбираешь плейлист будущей панихиды и переписываешь эпитафию, стараясь сделать её как можно более похожей на «Правила жизни» в Esquire, мы внесем немного ясности в историю вопроса и попытаемся объяснить, почему кремация в последнее время стала такой популярной.
Изначально сожжение трупов было прерогативой буддистов, практиковавших подобный уход в мир иной задолго до появления христианства. В протоевропейском обществе сожжение мертвых считалось делом язычников (древние греки, а за ними и римляне считали кремацию очищением) и потому активно порицалось христианством, разделявшим понятия пепел и прах. «И создал Господь Бог человека из праха земного».
Кремация также осуждалась в исламе и зороастризме. В зороастризме, дабы не осквернять огонь мертвечиной, покойников просто относили и бросали в пустыне на съедение стервятникам.
С распространением христианства в Европе о кремации подзабыли. К ней вернулись лишь в XIX веке, в эпоху модерна, с его утилитарно-потребительским отношением ко всему. Кладбище уже тогда были переполнены и зачастую вплотную подступали к домам добропорядочных бюргеров, провоцируя эпидемии.
Поэтому в 1869 году во Флоренции была принята резолюция «к широкому распространению кремации», а уже в 1873-м профессор Бруно Брунетти разработал первую в мире кремационную печь, презентовав её почтенной буржуазной публике на Международной выставке в Вене. Публика была в восторге, крематории начали расти по всей Европе, как грибы. К 1905 г. в Европе и Америке дымили уже 90 крематориев, где ежегодно сжигалось 125 000 покойников.
До России, как водится, все доходило как до жирафа, и первые крематории распахнули створки своих печей только с приходом большевиков. Сделано это было, понятное дело, в пику свергнутому царизму и православию. Раз они закапывали, мы будем сжигать.
Далее, как мы знаем из истории, были Освенцим и Дахау с конвейерным сожжением трупов и пусканием людей на пуговицы, а также массовые сожжения людей в советских деревнях солдатами рейха без всяких специальных приспособлений.
Поворотным пунктом в истории с кремацией можно считать конец 50-х, эпоху битников и нью-эйджа, когда взоры пресыщенной наркотиками и рок-н-роллом богемы обратились в сторону загадочной Индии. Помимо ашрамов, медитации и йоги, в поле зрения хиппи попал и небезызвестный обычай города Варанаси. Потом флер «лета любви» развеялся, хиппи превратились в яппи, те в свою очередь мутировали в бобо — молодых интеллектуалов, чья миссия на земле состоит главным образом в грамотном и ответственном потреблении. Все вернулось к тому, с чего начиналось — к предельно рациональному отношению к смерти.
Капитализм и глобальный рынок как чистейшие формы язычества диктуют свои правила. Эксплуатируя страх быть жирным, тупым, отсталым, и, главное, непрогрессивным, нам поочередно йогу, вегетарианство, одежду молодых дизайнеров из натуральных тканей и экологически чистую смерть. Так, свой прах можно превратить в кольцо с бриллиантом, плюшевого мишку и фейерверк. Пусть другие увидят, что смерть может быть не только красивой, но и полезной.
Сейчас в США и Канаде насчитывается примерно 1000 крематориев. Чуть меньше в Западной Европе. Для сравнения: в России их только 15 и все в крупных городах. Новосибирский крематорий, к примеру, проводит экскурсии, а на сайте Ростовского крематория вас встречает сомнительный баннер. РПЦ, понятное дело, осуждает.
Так или иначе, лежать в земле — последнее дело, недостойное образованного человека. Лучше лететь над чужими могилами легчайшим пеплом, соединяясь с невидимыми частицами великих людей, спаливших себя когда-то давно. Отличный финал. Раз не вышло при жизни стать Марлоном Брандо и Фредди Меркьюри.