116-3246976

В книге доктор Гольдштейн воображает, как Платон выступает с речами в штаб-квартире Google, в вечерних новостях на кабельном канале или перед сотрудниками нейролаборатории. Хотя Платон жил больше двух тысяч лет назад, его идеи, утверждает Гольдштейн, сейчас актуальны как никогда: «Мы снова ставим перед собой вопрос, что такое добродетель и что значит „прожить хорошую жизнь“. Мы движемся в русле упрощенной философии».

По мнению ученого, монотеистические религии уже давно монополизировали понятие добродетели. Но древние греки еще не были монотеистами, и их действительно занимал вопрос, что же значит «прожить жизнь не зря».

215-9192767

Многие вопросы, которыми люди задаются сегодня, созвучны проблемам, встававшим перед современниками Платона, например — является ли целью жизни достижение славы, власти или счастья?  64-летняя Гольдштейн считает, что, хотя наша культура, построенная на принципе «помоги себе сам», и может порой заменить религию, для поиска ответов на экзистенциальные вопросы философия подходит гораздо лучше.

По мнению Гольдштейн, у Платона были бы твердые убеждения по многим этическим вопросам современности. В ее книге философ общается с персонажами вродеЭми Чуа, автора книги«Боевой гимн матери-тигрицы», и ведущего Fox News Билла О’Рейли, делится своими соображениями о разных аспектах современной жизни, от воспитания детей до технологий и медиа.

Например, доктор считает, что Платон стал бы убеждать людей добиваться прежде всего не славы и богатства, а морального совершенства — не потому, что так «правильно», а потому, что материальные блага и чужие оценки не делают человека счастливым надолго, и его напряженная гонка за деньгами в конечном счете оборачивается разочарованием, а зависимость от мнения других становится источником стресса. Кроме того, он бы ценил «процветание» —  которое она трактует как преодоление собственных пределов, познание мира — выше погони за счастьем.

Ее Платон начинает свое путешествие в Google, потому что, по ее мнению, создатели технических новинок «могут быть новыми царями-философами», «новой элитой».

314-3507896

Автор замечает, что сейчас заставляет себя читать новости на ресурсах, с позицией которых не согласна, и что это уже привело к изменению ее мнения по некоторым вопросам. «С технологиями каждый получает больше возможностей высказаться… но расширяет ли это наше сознание или, наоборот, сужает?» — спрашивает она. Чтение Платона убедило ее в том, что возможность изменить точку зрения необходима, даже если это касается самого Платона.

413-6977654

Например, от отрицания романтической любви в одних текстах он перешел к ее одобрению в других.

Самый важный урок, который можно вынести из чтения Платона — это необходимость смотреть дальше собственного носа. «Ваша жизнь становится тем более полной, чем больше вы берете из внешнего мира», — убеждена Гольдштейн. «Парадоксально, но, чтобы быть по-настоящему верным себе, нужно быть по-настоящему заинтересованным в других, внешних вещах», — как, например, в трансцендентных математических истинах.

Ребекка Гольдштейн предполагает, что она единственный образованный человек в Нью-Йорке, который никогда не был у психотерапевта. Разобраться со своей жизнью ей помогает наука о познании мира.

511-7238495

Гольдштейн довольно быстро перешла к чтению голландского философа Бенедикта Спинозы, о котором в 2006 году написала книгу «Предать Спинозу». Он спас ее в черные дни, когда умирали ее отец и сестра. «Спиноза научил меня отстраняться и видеть всю картину, чтобы иметь возможность привести свою голову в порядок», — говорит она. В молодости любую моральную проблему она обсуждала с отцом, который «был ее Сократом». После его смерти ей пришлось искать новый моральный ориентир, и она нашла его в философии.

611-3728061

Сперва она собиралась написать обычный анализ трудов Платона, но потом передумала: «Я решила, что это было бы не в его духе и он бы этого не одобрил». А вот если перенести философа в современность, его слова будут иметь больший вес.
В конечном счете ее Платон не только учит, но и учится у современного общества. В книге он начинает лучше относиться к людям из разных социальных слоев. Он доказывает, что философия по-прежнему нужна и по-прежнему развивается, хотя на теперешнем этапе ею занимаются замшелые академики и гики байронического типа. Но колесо истории продолжает неумолимое движение, и если уж лайки (то есть человеческое восприятие) стали новой валютой, то явно недалек тот день, когда философы, знатоки истины и поводыри человеческих душ, снова станут царями.