1-d0b2d0b0d0bcd0bfd0b8d180d181d0bad0bed0b5-d0bad0b8d0bdd0be-8821482

Гарри Кюмель — классик бельгийского киносюрреализма — снял едва ли не лучший артхаусный фильм десятилетия, который даже сегодня должен быть ориентиром, причем не только для тех, кто делает кино о вампирах. Британский институт кинематографа в 2011 году включил ленту в список ста культовых фильмов всех времен и народов. За сюжетом следите сами. А пока вот цитата из отзыва обычного пользователя ресурса Кинопоиск, то есть полного идиота: «Сюжет фильма являет собой нечто настолько чуждое здравому или даже больному рассудку, что невольно превращает профессионально поставленное зрелище в пьяный дебош завсегдатаев деревни Простоквашино». Вряд ли найдутся более подходящие слова, чтобы объяснить, насколько шедеврально это кино.

«Бархатный вампир», 1971

Режиссер: Стефани Ротман

2-d0b2d0b0d0bcd0bfd0b8d180d181d0bad0bed0b5-d0bad0b8d0bdd0be-9253739

Стефани Ротман, которую все чтят как одну из выдающихся женщин-режиссеров в жанровом кино, сделала что-то очень крутое. Сюжет, как и во многих вампирских фильмах такого рода, чрезвычайно прост, если не сказать примитивен. Загадочная роскошная дама приглашает погостить в свои владения молодую пару, с которой только что познакомилась на одной из модных выставок. Дверца мышеловки захлопывается, и начинается игра в «вампирский соблазн». Ведь сразу вампирша своих гостей не выпьет — сначала поиграет с их подсознанием, а также вкусит радостей секса. При не самом оригинальном сценарии автору пришлось делать ставку на визуальный ряд — и оно того стоило. По стилистическому совершенству кино лишь немного уступает своему главному конкуренту из 1970-х — «Дочерям тьмы». В общем, смотрите сами, если, конечно, найдете этот раритет. Спросите у своих DVD-бутлегеров (в иных форматах фильм, кажется, не выходил). Кино же считается культовым и непременно должно быть просмотрено поклонниками вампиров и знатоками фильмов вообще.

«Ганжа и Хесс», 1973

Режиссер: Билл Ганн

3-d0b2d0b0d0bcd0bfd0b8d180d181d0bad0bed0b5-d0bad0b8d0bdd0be-2496302

Хотя в фильме практически нет других актеров, кроме чернокожих, а большая часть действа концентрируется вокруг «черной субкультуры», этот фильм, по общему признанию экспертов, не относится к обычному blaxploitation. В то время как картины вроде «Блакулы» или «Кричи, Блакула, кричи» посвящены «черным вариациям» легенды о знаменитом вампире и выглядят более чем комично (на что и рассчитаны), «Ганжа и Хесс» является настоящей артхаусной (мело)драмой, в которой вампирская тематика остается лишь внешней рамкой, призванной обрамлять сложные отношения главных героев. Посмотрев кино, вы убедитесь, что из этого фильма вышла и знаменитая южнокорейская «Жажда», и, очевидно, «Выживут только любовники». От последнего «Ганжа и Хесс» отличаются лишь тем, что любовники выживут не все. Но конечно, это что-то невероятное. Так про вампиров до 1973 года не снимал никто. Впрочем, и после 1973-го тоже.

«Золтан, гончая Дракулы», 1978

Режиссер: Альберт Бэнд

4-d0b2d0b0d0bcd0bfd0b8d180d181d0bad0bed0b5-d0bad0b8d0bdd0be-1933148

Дешевый, не очень интересный и сегодня никому не нужный фильм — кроме поклонников такого типа кинематографа, конечно же. Так что это — очень хорошее кино, просто отличное. Смотрится на одном дыхании. Сюжет картины целиком, полностью и окончательно отражен в ее названии — ни убавить, ни прибавить. Ужасов здесь нет, какого-либо намека на талант режиссера — тем более. Но все равно фильм должен посмотреть всякий, кто склонен считать, что разбирается в кино. Кстати, в книге «101 культовый фильм, который вы должны посмотреть перед смертью» «Золтан, гончая Дракулы» занимает почетное место, потеснив многие другие ленты (их, оказывается, перед смертью смотреть не обязательно). И знаете, любой дурак может напридумывать всяких близких Дракулы: дочь Дракулы, сына Дракулы, невесту Дракулы и кого-нибудь-еще Дракулы. Но вот до собаки Дракулы мало кто додумался.

«Жажда», 1979

Режиссер: Род Харди

5-d0b2d0b0d0bcd0bfd0b8d180d181d0bad0bed0b5-d0bad0b8d0bdd0be-4161913

Австралийский кинематограф даст фору практически любому другому национальному кинематографу. По моему личному убеждению, разумеется. Этот фильм более известен, чем другие, здесь представленные, потому, что, если и не вошел в канон «вампирского кино», то уж в канон австралийского жанрового кино попал наверняка. Однако непосредственно с жанром у него сложные отношения, и вот почему: он нарушает многие принятые в тот момент конвенции, регламентировавшие репрезентацию образа. Вампиры здесь скорее ориентируются на науку и стараются рационально организовать свою деятельность, нежели являются воплощением традиционного образа кровопийц, почивающих в гробах и боящихся распятий и чеснока. Хотя некоторые традиции эти вампиры все же чтят. В частности, они похищают, насильно держат на «ферме» и склоняют к «вампирским практикам» главную героиню фильма, которая является потомком знаменитой Елизаветы Батори. Да, а на «ферме» этой, прямо как крупный скот, держат людей, с которых можно доить кровь.

«Закат: вампиры в изгнании», 1989

Режиссер: Энтони Хикокс

Этот культовый фильм, скорее, комедия. Но комедия рефлексивная. Здесь все ваши любимцы: и Брюс Кэмпбелл в образе нелепого потомка охотника на вампиров, и зайчонок М. Эммет Уолш, и всегда бесподобный Дэвид Кэрредин, а также куча других незнаменитых американских актеров — перечень имен, по которому можно сразу определить «культовое качество» фильма. Когда тебе десять лет, кино заходит «на ура». Впрочем, когда тебе тридцать, тоже заходит «на ура». Только восхищаться здесь уже надо не сюжетом и игрой актеров, а тем, насколько тонко авторы сумели реставрировать жанр, обыграв многие стереотипы о вампирах, даже ко времени выхода фильма уже порядком навязшие в зубах. Тогда казалось, что в вампирском кино вот-вот будут сказаны новые слова, но в 1995 году вышла лента «Интервью с вампиром» — и стало ясно, на какую кривую дорожку свернул жанр.

«Поцелуй вампира», 1989

Режиссер: Роберт Бирман

7-d0b2d0b0d0bcd0bfd0b8d180d181d0bad0bed0b5-d0bad0b8d0bdd0be-5253695

Большой шедевр маленького кино. «Американский психопат» Мэри Хэррон — блеклая тень «Поцелуя вампира» с несравненным Николасом Кейджем в главной роли. Можно отключить звук, не следить за сюжетом и смотреть на экран лишь тогда, когда звездный новичок, только-только начавший свой путь к славе, показывает, насколько он все-таки велик как актер. Те, кто думают, что сегодня Кейдж скатился, глубоко заблуждаются: он остался в той же самой точке, откуда и начинал свой путь. Впрочем, может быть, и впрямь скатился — потому что лучшей роли, чем сумасшедший яппи-вампир, у него с тех пор не было. Культ на все времена. Ну а основную интригу фильма все же раскрывать не будем — хотя это, как вы поняли, не главное. Главное — перформанс Николаса Кейджа, храни его Господь.

«Жажда крови», 1991

Режиссеры: Джон Хьюит и Ричард Уолстенкрофт

8-d0b2d0b0d0bcd0bfd0b8d180d181d0bad0bed0b5-d0bad0b8d0bdd0be-4779435

Три вампирские оторвы шатаются по Мельбурну, не отказывая себе в удовольствиях. А когда в их руки попадает кругленькая сумма, похищенная у гангстеров, за кровопийцами начинают охоту самые отчаянные психопаты мельбурнского андерграунда. Много крови, много секса и еще больше насилия. Сцен, которые могут поразить самое пылкое воображение, здесь с избытком. Рваный стиль с закосом под Питера Джексона, конечно, раздражает, но в нем вся суть. Долгое время на IMDb кино имело оценку «1», а теперь добралось аж до «3». Только начинающие австралийские кинематографисты могли сделать нечто подобное. Хотя Ричард Уолстенкрофт отчасти продолжает тему эксплуатационного кино, Джон Хьюит перешел на относительно пристойные триллеры, которые, правда, не приносят ему особого успеха. А фильм настолько же невероятный, насколько и редкий. Он входил бы во все списки (а не только некоторые) культового австралийского кино, если бы его было чуть проще найти. Вау, просто вау.

«Привычка», 1995

Режиссер Ларри Фесенден

9-d0b2d0b0d0bcd0bfd0b8d180d181d0bad0bed0b5-d0bad0b8d0bdd0be-9086353

Главный герой — опускающийся мужчина, который встречает на одной из вечеринок женщину. Скорее всего, эта женщина — вампир, но наверняка мы этого не узнаем, так что решать надо самим. Что в фильме прекрасно, так это манифестация духа нью-йоркского независимого кино. Смотреть на ночную жизнь городских низов — одно из самых больших удовольствий для киногурмана. Да еще главное действующее лицо то ли вампир, то ли допившийся алкоголик. Отчасти сюжет, конечно, сворован из упомянутого выше «Поцелуя вампира», только в данном случае перед нами независимое кино без особых намеков на юмор. Да, фильм стал культовым ровно там, где и был снят, — в нью-йоркской андерграундной среде. А Ларри Фесенден — режиссер и актер, исполнивший главную роль, — очень странный человек. Не ясно, как ему удалось сделать такую диковинную штучку, потому что все прочие его картины — бездарные поделки для целевой аудитории, численность которой равна нулю. Ну а вы попробуйте-ка, отыщите «Привычку».

«Улыбка, острая как бритва», 1998

Режиссер: Джейк Уэст

10-d0b2d0b0d0bcd0bfd0b8d180d181d0bad0bed0b5-d0bad0b8d0bdd0be-4583084

Джейк Уэст — один из тех гениальных британских режиссеров, чей талант до сих пор не был оценен по достоинству. Вместе с тем мало кто может сравниться с ним в умении сделать из жанрового фильма произведение искусства. Уэст снимал фильмы про самых крутых монстров: про злых пришельцев (очень злых пришельцев), про зомби (про очень злых женщин-зомби), а также про адскую тварь (дань уважения классическому хоррору 1980-х «Тыквоголовый», ака «Болван»). Но самым стилистически безупречным остается его культовый вампирский шедевр «Улыбка, острая как бритва». Необычный подход к операторской работе поначалу может оттолкнуть зрителя, привыкшего к более консервативным планам, но через какое-то время втягиваешься и понимаешь, что в этом определенно что-то есть. Вы сразу поймете, о чем речь.