1-d187d182d0be-d181d0bbd183d188d0b0d182d18c-4162709

Много лет назад на некогда культовом сайте Openspace была опубликована статья, где приводились результаты развернутого опроса, посвященного лучшим релизам чего-то там. В роли одного из экспертов выступал мой давний кумир — музыкальный обозреватель Глеб Лисичкин. Человек, который всегда умел продать музыку текстом, дистанцируясь при этом на максимально комфортное для критики расстояние благодаря фирменным фразам а-ля «чешут пальцы о гитары» или что-то вроде того (стоит порыться в потертых стопках журнала Play).

Любимый обозреватель на сей раз счел нужным послать всю современную музыку куда подальше и настойчиво отрекомендовал что-то вообще неудобоваримое, вроде гамеланских напевов. В тот момент с «высоты» дебютного альбома Justice я разочарованно подумал: «Да уж, не хотелось бы до такого докатиться». Зарекаться, впрочем, не стоило. Сегодняшний суперчарт мы открываем свежим творением Этьена де ла Сайета из мощной французской этно-джазовой группировки Paris DJs.

Этьен с ребяческим азартом миксует буржуазный дип-джаз и разные там афрозаменители с корейской традиционной музыкой гугак, построенной на сложной полиритмии. Барабанные кружева в данном случае исполняются на деревянном перкуссионном инструменте моктак, который обычно используют в буддистских церемониях, сутрах (беседах самого заслуженного будды со своими учениками) и разных там народных ритуалах.

Звучание у моктак довольно забавное, органическое, живое. Сверху протяжно тянет ноту аккордеон, вторит ему пост-роковый гитарный саундскейп. Ощущение полного сюрреализма. В самый раз для сегодняшней увертюры.

2-d187d182d0be-d181d0bbd183d188d0b0d182d18c-4823167

И вот почему: легкое безумие с радостью продолжит эксцентричный 25-летний мультиинструменталист Космо Шелдрейк, чей странный лесной поп построен на чудных хлюпающих битах, звонких голосах юных фей и калейдоскопе изрядно веселящих звуков. Друг за другом партию в одну-две ноты исполняют какие-то пастушьи рожки, вековой давности немецкие миниатюрные гармошки, самодельные флейты и неуклюжий сузафон (тяжелая крученая дудка, что надевают через голову для исполнения бас-партий в духовых маршах). В общем, веселится парень как может.

Благо на его проделки находится купец. Космо выступает на TEDx, содержит целую семью букинг-менеджеров и берет личные уроки вокальной импровизации у Бобби Макферрина. Страшно представить, что вырастет из этого малолетнего гения. Но все это будет потом. А пока слушаем сингл Rich — самую свежую и пока наиболее яркую работу британского выдумщика.

3-d187d182d0be-d181d0bbd183d188d0b0d182d18c-3646335

На этой неделе к нам нежданно вернулась Алла Пугачева европейского эйсид-джаза: с новым роскошным синглом, в странном парике и с новой пластинкой. Название ее, прямо скажем, ужасно: «Лысые игрушки» — это надо было еще постараться. Ну да ладно, у Рошин так всегда. Преданные фанаты привыкли к тому, что звезда культовой группы Moloko в промежутках между яркими танцевальными хитами мается ерундой, давая выход всем тем своим странностям и тяге к эпатажу, за которые мы эту даму когда-то и полюбили.

При этом надо сказать, что новый сингл примадонны представляет собой идеальный баланс между той псевдоинтеллектуальной мутью, что нагородила Мерфи на своем первом сольнике в компании Мэтью Херберта (тому только дай волю), и радио-форматными лирическими номерами вроде знаменитой Primitive с тяжелым дыханием Тимбэлэнда за спиной. Иными словами, в меру weird и lazy, но при этом вполне себе распевно, мелодично и выразительно.

Если весь альбом получится таким же, то мы точно не будем ломать голову, выбирая в декабре главный камбэк года. Со времен второй стократ платиновой пластинки Рошин Overpowered прошло уже целых восемь лет. С тех пор у нее было огромное количество коллабораций с самыми модными диджеями мира и вышел трибьют-альбом, посвященный какому-то богом забытому итальянскому сонграйтеру (тяжеловесная лирика в лучших традициях фестиваля в Сан-Ремо). Но все эти работы меркнут на фоне отчетной Gone Fishing — прекрасной песни, которая в кои-то веки слушается без насилия над собственной непредвзятостью.

4-d187d182d0be-d181d0bbd183d188d0b0d182d18c-4813968

Есть подозрение, что мы случайно набрели на нового героя инди-сцены. Понятно, что сегодня большинство, услышав подобные формулировки, и бровью не поведет, но этот проект и впрямь хорош. Хитовый потенциал у Tropics просто невероятный. Это, кстати, не группа, а человек-оркестр Крис Уорд. Довольно опытный (к своим-то 27 годам) сингер-сонграйтер, который полностью созрел для большого успеха.

Чувственным, но вовсе не шаблонным (приторно-кошачьим) голосом Крис поет под щедро сдобренные пиано-пассажами аранжировки и правильно ориентируется в пространстве. К своему сочинительскому таланту Уорд может смело прибавить и отменный музыкальный вкус, позволяющий ему удачно цитировать неочевидных для молодого поколения классиков.

Так, для записи новой пластинки (Rapture здесь пилотный сингл) Крис черпал вдохновение в творчестве легенды американского бибопа Макса Роуча, группы Beach Boys и Артура Расселла, чье имя в списке влияний — верная приманка для всех критиков. Тенью здесь вырастает и молодой Питер Гэбриэл, но так мы всех только запутаем. Широкому кругу слушателей лучше всего будет понятна прямая аналогия с небезызвестной La Ritournelle Себастьяна Телье. Тут уж, что называется, найдите десять отличий.

5-d187d182d0be-d181d0bbd183d188d0b0d182d18c-9795431

“Funky punky, just funky punky!” — задорно кричал в конце 90-х молодой-горячий Андрей Лысиков под музыку замечательной группы «Спирали», творившей так смело и свободно, словно где-то далеко не существовало ни Fatboy Slim с его Punk to Funk, ни всенародных гимнов биг-бита Block Rockin’ Beats и Renegade Master.

Но кто бы мог подумать! Через годы, через расстояния (так и тянет завыть с лисьим прищуром) ответ на этот бездумный оголтелый рефрен прилетел прямиком из Лондона, от молодого дуэта Formation (в Англии тренд на сложноиндексируемые названия). Парни прямо признаются, что “just wanna be back then”, мол, хотели бы туда, поплясать под фанки-панки. Оттого и пишут они нечто отчасти характеризуемое этой хорошо рифмуемой связкой. Немного хамоватой наглости в вокале, лихой напор, винтажный электроорган, бас как у Gang of Four и общее ощущение стремительного движения вперед, такая себе краут-моторика. Направление, впрочем, известно. В гонке со временем Formation имеют все шансы прийти вторыми. А там уже поди разбери, отстают они от моды или снова ее опережают.

6-d187d182d0be-d181d0bbd183d188d0b0d182d18c-1088567

Наконец-то анонсированная экзотика. Хотя давайте не будем паясничать — сами-то в столицах не частые гости. Ну подумаешь, Улан-Батор, Монголия. Давно бы пора сменить статичную картинку с раскосым пастухом в сопровождении стада овец на панораму динамичного мегаполиса с бирюзовыми небоскребами, неоновыми лучами и прочими благами развитой цивилизации.

Теперь вот оттуда начинают приходить первые вести о молодой, желающей идти в ногу со временем музыкальной сцене, которая не прочь интегрироваться в международное пространство. Понятно, что с помощью монгольской прессы сделать это будет довольно трудно, а зная безнадежный топографический кретинизм европейцев, не способных разобрать названия и определить местонахождение всего, что дальше Польши, на них тоже надежды особой нет. В таких случаях надежда только на нас. На святых ножках несем свет знания в массы.

В общем, встречайте: проект Araatan. Не «Наадя», но тоже неплохо. Под столь благозвучной вывеской делают роскошный соул-ориентированный бейс два родных брата. Раньше такую музыку назвали бы broken beat и были бы, наверное, правы. Сегодня для отмашки пишут bass, beats и прочие абстрактные глупости. Если попробовать разобраться, то Araatan делают модный нынче в Нью-Йорке питчованный тяни-толкай на туго натянутых фанковых качелях в духе, например, Jameszoo, но с куда более последовательным развитием сюжета. Блогосфера от их праздничного Aurora EP должна прийти в восторг. Здесь все по последнему писку.

7-d187d182d0be-d181d0bbd183d188d0b0d182d18c-3337612

Пока трудно предположить, как сложится судьба тви-культуры, призванной сменить хипстерство на вершине мейнстримовых молодежных самоидентификаций в этому году. Однако можно с уверенностью сказать, что 2015-й уже принес нам и еще принесет огромное количество инфантильных романтиков, фальцетом поющих о розовых облаках и сладкой вате на палочке.

Битмейкер и вокалист из Мичигана Джонатан Висгер один из таких. В рамках своего проекта Absofacto он сочиняет лишенную всякого драматизма и тени сомнений музыку, поет под стать наметившим камбэк на грядущее лето шотландцам Belle & Sebastian и мастерит прекрасные хип-хоп-аранжировки в духе знаменитого француза General Elektriks. Исключительно благодаря им он сюда и попал — певцов мы видали и краше.

8-d187d182d0be-d181d0bbd183d188d0b0d182d18c-8360065

Новый альбом Fort Romeau выйдет еще не скоро — 31 марта, выпустит его инди-гигант Ghostly International. Но мы уже можем послушать стрим. Если кратко, то Fort Romeau — это электронный продюсер новой формации, чтущий традиции классического чикаго-хауса, но искренне желающий расширить его рамки. Парня зовут Майкл Грин, само собой он из Лондона, и наряду с Натаном Фейком, Floating Points, Жаком Грином, Ejeca, Джоном Робертсом, Funkineven, Gold Panda и еще дюжиной талантливых молодых ребят Майкл отвечает сегодня за светлое будущее умной 4х4 электроники.

Те, кому имя Fort Romeau уже хорошо знакомо, должны знать, что новый альбом звучит на порядок круче, солиднее и взрослее дебютного Kingdom, ставшего довольно громким событием на британской электронной сцене несколько лет назад. С тех пор Майкл заметно вырос как продюсер, в его музыке появилось больше вариативности и нюансов. Он вполне самодостаточный артист, звезда лейбла Spectral Sound и больше уже не мальчик с навешенным на него на заре карьеры ярлыком «бывший сессионный клавишник группы La Roux».

9-d187d182d0be-d181d0bbd183d188d0b0d182d18c-6202983

20-летний Эллиот Мосс честно признается в том, что не умеет плавать, хотя мог бы рассказать о себе что-нибудь более интересное. Эллиот — единственный ребенок в большой музыкальной династии, он мультиинструменталист и вокалист в третьем поколении. Дебютный альбом Highspeeds, который нью-йоркский музыкант намерен представить в апреле текущего года, он записывал вместе со своим отцом, в то время как мама помогала наводить порядок в студии и настраивала некоторые инструменты. В общем, розовая мечта любого подростка.

Удивительно, что при таком пристальном надзоре родителей парень делает актуальную музыку, опираясь на примеры звучания своих ровесников и оставляя за собой полное право решать, что ему делать с собственным творчеством, как и о чем петь и где выступать. Поистине удивительный пример воспитания — и это дает должный результат. До выхода первой пластинки еще несколько месяцев, а география гастролей Мосса уже простирается по обе стороны Атлантического океана.

Для баланса не помешала бы какая-нибудь первая неудачная любовь — и получим нового Джеймса Блейка. Он ведь тоже готовился к славе с детства. Папаша — гитарист, рубивший прогрессив-рок в группе Colosseum, — возложил на сына все надежды, которые до этого тщетно возлагал на самого себя. Сам-то он вошел в историю годами позже. Волей случая его запомнят как автора риффа, который семплировал Норман Кук в своем боевике Ya Mama (Push the Tempo).

10-d187d182d0be-d181d0bbd183d188d0b0d182d18c-9609551

Неожиданно хрупкий, тихий, интимный и романтичный для лейбла Monkeytown, подведомственного немецкому электронному дуэту Modeselector, релиз. Что до проекта Howling, то под этим названием скрываются два опытных музыканта, решивших отдохнуть от шумных берлинских рейвов и утолить тоску не в бокале красного, но в сочинении отрешенных баллад с мерной пульсацией ритма и традиционным для местной сцены минимумом выразительных средств.

Первый — Ry X, его знают немногие. Он здесь поет. Зовут Ry X Рай Камин, он из Австралии, живет в Лос-Анджелесе, играет в группе The Acid. В позапрошлом году выпустил альбом под названием Berlin, чем, возможно, и приглянулся идеологу и основателю Howling Франку Видеману — ½ всемирно известного техно-дуэта Âme, идущего в авангарде суперлейбла Innervisions и знакомого каждому второму благодаря грустной мелодии Rej, сыгранной Sonar Kollektiv Orchester.

Уже успевшая набрать популярность композиция Signs — первая ласточка дебютного альбома Howling под названием Sacred Ground, услышать который мы сможем в начале мая — в самое неподходящее время для пусть и светлой, но все же меланхолии.