Казалось — все, приплыли. Станции, бесконечно насилующие поп-наследие 90-х стали казаться спасением, а 25-летние меломаны чувствовали себя ворчливыми лысеющими консерваторами. Новая волна, тем временем, зашла совсем с другой стороны.

Поп на сей раз родился из андерграунда. Его не придумали, не презентовали на совещании инвесторов, он появился сам.

Наивный, не всегда хорошо сделанный, чаще всего грустный, иногда вторичный. В краткие сроки новые герои британского и американского нео-соула, хип-хопа, bedroom-попа и электроники образовали новый крепкий мировой мейнстрим.
Современная музыка преодолевает путь из независимых блогов в чарты за несколько дней — и оборачивается скукой: из каждого утюга модный, отполированный гэридж; в магазинах одежды The Weeknd и его бесконечные клоны, в рекламе презервативов опостылевшая Джеси Уэйр и Daft Punk. Стало, наконец, понятно, что нам не угодишь. Теперь подавайте какой-нибудь новый вид хардкора или панка. Хочется мяса. Да так, что чешутся зубы.

158-9335999

Это было бы хорошим поводом для шутки, но больше похоже на правду. Весь 2015 год мы будем без особого интереса наблюдать за робким соитием инди-попа и R&B. Молодые предельно серьезные певицы без всякого секса в голосе будут шептать свои лесные сказки под упругие биты американских продюсеров, а мировая хайп-машина станет вдруг преподносить их релизы так, словно это самое смелое откровение, на которое только способна современная поп-музыка.

Пока же звучит довольно любопытно. Австралийская исполнительница Grace еще вчера мечтала стать новой невзрачной феей вроде Telma Plush или St. Vincent, а сегодня ей ставит звук сам Дейв Ситэк — человек, чей вклад в поиск фирменного звучания группы TV on the Radio можно смело сравнить с заслугами Найджела Годрича перед Radiohead.

234-9717092

Эндрю Хозье-Бирн — гений с гитарой из Ирландии. Его дебютный альбом вышел ровно месяц назад, но что-то подсказывает: безымянная пластинка имеет все шансы попасть в разряд evergreen и стать общепризнанной классикой акустического фолка. Hozier не скрывает своих религиозных убеждений, это ключевая тема его творчества. Оттого в самой  музыке так отчетливо прослеживается влияние госпела, что для 25-летнего парня весьма необычно.

Work Song просто номерная композиция из альбома, спрятанная, к тому же, в самый его конец. Она не выходила синглом, не получала промо-поддержки от лейбла Rubyworks, но оказалась настолько хороша, что за прошедший с момента релиза месяц блогеры самостоятельно сделали ее сетевым хитом, что нынче случается крайне редко. Божий промысел, не иначе.

332-9690338

По счастливой случайности взобравшись на гребень волны некогда популярного стиля chillwave (glo-fi, hypnagogic pop — как угодно), добродушный нерд Чез Бэндик теперь может поворачивать время вспять. Что бы он ни делал, это станет модным по определению. Кредит доверия к основному проекту Чеза Toro Y Moi настолько велик, что в рамках танцевального альтер эго Les Sins он может себе позволить заново открывать Avalanches, Tahiti 80, итало-диско и Daft Punk.

На дебютном (для Les Sins) альбоме Lina все так мило и душевно, что даже Эрленд Ойе казался бы здесь Сидом Вишесом. Вот уже 7 лет Бэндик делает идеальную музыку для воскресных каруселей с лошадками. Суть его сайд-проекта лишь в том, чтобы поменять на этой карусели скорость.

431-3672505

Если честно, мы хотели взять новый трек дуэта Run the Jewels с непотопляемым Заком де ла Рочей на фитах, но просто промахнулись ссылкой. Пусть теперь будет так. Тот же авторитетный (в мире передового хип-хопа) проект Hypetrak, что первым опубликовал сингл Run the Jewels, настаивает на внимании к молодому артисту Raleigh Ritchie.

Парень уже вернулся из совместного турне с Кендриком Ламаром и научился правильно выбирать себе биты (на них тут основной акцент). Судя по всему, скоро будет большой альбом. Но не это здесь самое интересное. Raleigh Ritchie — рэпер лишь по выходным. В остальные дни его зовут Джейкоб Андерсон, он активно снимается в кино и, наверняка, хорошо знаком вам по роли в популярном сериале «Игра престолов».

531-9365871

В сотый раз хочется повторить, что если сегодня где-то и делают по-настоящему крутое диско, то в первую очередь в Бруклине. Уже достаточно опытный, но все еще не достаточно известный коллектив Mr Twin Sister заваривает в одном кипящем котле все то, чем в разные годы славилась нью-йоркская независимая сцена. Конечно, они находятся под сильнейшим влиянием группы Hercules & Love Affair и тусовки лейбла Greco Roman, но тяготеют к психоделике, мутант-фанку и звучанию таких прекрасных коллективов, как, например, Sex in Dallas & Billadoll или, если брать шире, канонических Cocteau Twins.

629-8714471

Где-то там же, на смежных территориях, широко раскинулся лейбл DFA Records, который уже вырос из узких (в прямом смысле слова) штанов дэнс-панка и достиг статуса инди-гиганта, вроде XL Recordings, Domino, Warp или 4AD. Сегодня здесь выпускают самую разную музыку, которую связывает лишь одно — предельно высокое качество и свежесть идей.

Скромный новичок среди героев гей-вечеринок — берлинский исполнитель Dan Bodan (упаси господи спутать его с крестным отцом молдавского попа). Дэн родом из Канады, но с детства живет в Европе, временами тоскуя по бесконечной зиме и снежным заносам родного Монреаля. Музыка у Бодана под стать монреальским пейзажам: сонный IDM, мерные струнные, ворчливый перестук заточенной под техно драм-машины и ангельский голос самого Дэна, который почти все критики сравнят с голосами Sohn и Rhye, но мы найдем более точную аналогию — Raz Ohara.

727-6579774

Лейбл Moshi Moshi — еще один знакомый ярлык скоротечной нью-рейв-эпохи. Впрочем, шутки здесь не вполне уместны. За последние шесть лет команда Moshi Moshi проделала значительный эволюционный путь и пришла к той точке, в которой сегодня находится самая интересная музыка мира. Уже оттуда они предлагают нам свой свежий релиз — сборник ремиксов на Mariam the Believer.

Альбом Мариам Валлентин Blood Domination предельно хорош и сам по себе, а уж в изобретательных ремиксах это просто сухой концентрат музыкального удовольствия. Экс-участница не хватавшего звезд с неба скандинавского дуэта Wildbirds & Peacedrums, в сольном плавании под парусами Mariam the Believer она раскрылась настолько мощно и убедительно, что всех причастных разом проняла дрожь. В голосе Мариам и залихватский драйв Бет Дитто, и нежность Cat Power, и самый настоящий демонизм. Ее взъерошенный панк-напор словно сидит на цепи и не может броситься в бег, а суетливая перкуссия кружит голову животными ритмами. Ощущение хаоса, которое рождает эта музыка, крайне обманчиво: здесь взвешена каждая нота. 10 из 10.

826-5445900

В прошлом выпуске один доморощенный Том Йорк у нас уже был. Теперь получите второго. Благо двойники звучат куда интереснее старика, решившего зачем-то покорить еще и торрент. В случае с Уильямом Аркейном сходство не так очевидно, но музыка насколько хороша, настолько и предсказуема. Меланхоличный и отрешенный IDM-поп с хрупкой аранжировкой и красивой мелодией. Такое в Британии делают пачками. Делают, надо признать, хорошо.

Аркейн понравится всем, кто любит Jamie XX в его клубном воплощении, а также, наверное, поклонникам SBTRKT и Bonobo образца последнего альбома. Удивительно, как они еще не пригласили его для совместной работы. Невыразительность своего пресного вокала Уильям с лихвой компенсирует умелой работой с эффектами, правильно обращаться с которыми скоро станет куда полезнее, чем учить сольфеджио.

918-3940319

Николас Джаар и его новый лейбл Other People, похоже, решили бросить вызов самим Bohren der Club of Gore. Все медленнее, все глубже, все темнее. Скоро опустятся до заветных 30 ударов в минуту — и будет всем счастье.

Очередной шаг в сторону от уже основательно забытой ровной бочки Николас совершил не сам, и даже не в рамках с недавних пор закрытого проекта Darkside. Его продакшн, а точнее косметический re touch, добавил нужных красок синглу испанской певицы и поэтессы Лукреции Дальт. Уроженка Барселоны, она музицирует в свободное от работы время. Лукреция — ученый-геолог, изучает колебания земли и морские течения. Что как бы намекает: field records заменяют ей бас, пэды и синтезаторы.

1017-4524324

Актуальные музыкальные блоги в большинстве своем используют в публикациях плееры Soundcloud, что приводит к весьма комичной ситуации. Сегодня андерграундом впору называть не тех артистов, что делают оголтелый нойз или дремучий авангард, а тех, что в силу своих убеждений используют, например, исключительно Bandcamp или ютьюб. В результате даже такие маститые ребята, как польский джаз-бенд Skalpel, оказываются за бортом медийного музыкального поля. Вышел себе альбом — да и черт с ним. В пост не вставишь, можно и не слушать.

Между тем альбом Transit ожидаемо превосходен. Skalpel еще лет десять назад довели до эталона свое звучание на стыке кинематографического нуар-джаза, трип-хопа и семплоделики. С тех пор они просто упражняются в новых технических приемах и аптечными порциями привносят в свою музыку элементы новизны. Здесь, к примеру, таким элементом стали ориентальные мелодии и восточная перкуссия.