tumblr_inline_mm63g6spgs1qz4rgp-9054576

Тони Старк, деморализованный нашествием инопланетных супергероев из «Мстителей», залег на дно в подвале и играется с роботами, Пеппер Поттс демонстрирует повадки сварливой жены и мамы, Штатам угрожает террорист Мандарин, мочащий мирных жителей направо и налево при помощи неизвестной взрывчатки. Глава охраны Хэппи параноит по поводу и без, домой к собачащимся Старкам заявляется бывшая Тони, миллиардер залипает в костюме, переживая панические атаки, бросает медийный вызов супертеррористу, бродит полуголый по заснеженному Теннесси, ловит пятнадцать выпавших из самолета пассажиров, издевается над ребенком и спьяну изобретает новое оружие массового поражения.

tumblr_inline_mm68otarbz1qz4rgp-9187632

Чудеса случаются. На фоне многочисленных примеров угасания всех главных экшн-франшиз, вроде «Крепкого орешка-5», на котором хотелось плакать и грызть кресло, «Железный человек-3» выглядит именно таким чудом. Спасителем жанра выступил Шейн Блэк, один из самых высокооплачиваемых сценаристов Голливуда, отец «Смертельного оружия», «Последнего бойскаута» и десятка менее известных, но очень милых фильмов вроде «Поцелуя навылет» с тем же Дауни-младшим. Подмешав элементы «Терминатора», «Трансформеров» и «Крепкого орешка» к фирменной иронии и гаджетам миллиардера-механика, Блэк вернул нас в 80-е, когда крутых парней не боялись делать смешными, а поход на свежий супергеройский блокбастер не угрожал зрителю трехчасовым сном под мутные рефлексии побитого жизнью ура-патриота. Киноманы мира горячо приветствуют решение продюсеров оставить режиссеру прошлых серий Джону Фавро скромную роль коматозника, фанатеющего от «Аббатства Даунтон».

tumblr_inline_mm6dh11lpi1qz4rgp-5489798

В «Железном человеке-3» прекрасно все: и Дауни, который может выразительно сыграть даже табуретку, и взрывы, и полеты, и антагонист, который, питаясь ненавистью, вырос из кривозубого патлатого гика в элегантного Гая Пирса. Мандарин, персонаж Кингсли, заслуживает отдельного приза — потомственный гуджаратец Бен восхитительно смотрится с бинладеновской бородой, почти как Том Круз с лысиной в столь же неожиданной и феерической роли в «Солдатах неудачи». Человек-паук стал негром, Супермен — имбецилом (см. последний фильм Сингера), Бэтмен под влиянием Нолана того и гляди защитит диссер по философии. У Шейна Блэка получилось обойти дуализм современного массового кино, когда блокбастер катится либо в откровенную клюкву, либо в сраный артхаус. Спасибо ему.