После релиза Blood Sugar Sex Magic группа Red Hot Chili Peppers улыбалась со всех обложек журналов и возглавляла мировые чарты. Но в 1992 году во время гастрольного тура по Японии Фрущанте принял решение уйти из группы и вернулся в Лос-Анджелес к своим новым любимым друзьям, без которых он уже не мог существовать, — к наркотикам.

«После ухода из группы я смотреть не мог на искусство, не мог рисовать, не мог читать, не мог играть на гитаре, даже просто слушать музыку не мог, я ничего не мог делать, валялся в депрессии на кровати, а потом стал наркоманом и снова вернулся к жизни, снова стал счастливым, снова начал играть. Но я не мог жить как раньше. Я был слишком угнетен. Я не мог разговаривать с людьми. Я был самым безнадежным и жалким человеком, которого вы когда-либо видели. Я думал, что завязал с музыкой и умру в ближайшую пару недель от депрессии. Я думал, что мое тело вот-вот откажет. И тогда я просто решил, что теперь стану наркоманом, и на следующий день мне было хорошо, я был счастлив».

Под крепкой дозой он записал свой первый сольный альбом Niandra Lades and Usually Just a T-Shirt, который маленьким тиражом на свой страх и риск решился выпустить Рик Рубин по просьбе близких друзей Джона — Ривера Феникса, группы Butthole Surfers и Джонни Деппа. В то время альбом остался практически незамеченным, потому что Фрущанте жил отшельником и практически не давал интервью. Исключение он сделал для голландских телевизионщиков, которые сняли фантастический документальный фильм о жизни бывшей рок-звезды.

В 1997 году Фрущанте записал второй альбом Smile from the Streets You Hold, движимый простой мотивацией «не хватает денег на наркотики». Первые два альбома — это настоящие жемчужины для ценителей. Душераздирающий вопль Фрущанте и темный лоу-фай в лучшем виде. Дальше все как в сказке, которую так любит поколение, выросшее с каналом MTV вместо мозгов. В 1998 году, после курса интенсивной терапии, обновленная версия Джона Фрущанте возвращается в группу. Их воссоединение происходит на фестивале Tibetan Freedom. И уже через год, летом 1999 года, Red Hot Chili Peppers триумфально возвращаются с альбомом Californication.

Но Фрущанте вошел во вкус, и его уже было трудно остановить. В своем сольном творчестве он испробовал практически все позы — от синти-попа до акустических пьес. И спустя 10 лет, в декабре 2009-го, снова покинул группу, официально и «теперь уже навсегда», чтобы заниматься исключительно сольной карьерой, не отвлекаясь, и писать музыку, а не выбивать деньги из карманов поклонников. За десять лет у Фрущанте была возможность трезво оценить происходящее, принять решение, что дальше продолжать не стоит, и вовремя уйти со сцены, оставив о себе лишь вспышки и приятные шорохи воспоминаний.

Сегодня Джон Фрущанте чуть менее популярен, чем Иисус Христос. «Большие и длительные туры вообще никак не связаны с музыкой», — говорит Джон. А фанаты одобрительно кивают головами в такт. Его поклонники очень пушистые существа, по-христиански кроткие и смиренные. Они с замиранием сердца ждут новых откровений от своего спасителя. И редко устраивают холливары. Разве что ссорятся, обсуждая правильность написания его фамилии кириллицей — одни убеждают, что правильно писать Фрушанте, другие — Фрусчанте, а третьи — Фрусцианте. Правильно писать, конечно же, Фрущанте. Пора зарыть топор войны.

Он деконструирует свой образ «гитариста, который пишет красивые песни с ясной структурой и запоминающейся мелодией». Он экспериментирует, режет, переворачивает, программирует сэмплы, почти не поет и даже не обращает внимание на гитару. Он превратился в Омара Родригеса-Лопеса и выпускает по альбому раз в год. Не гастролирует, не занимается промо-деятельностью, не торгует лицом, а делает то, что должен делать. Не так давно один журналист спросил у него, почему он за полгода выпустил шесть разноплановых альбомов. «Потому что я, еб твою мать, музыкант», — ответил артист. Из песни слов не выбросишь. Особенно если эту песню написал Джон Фрущанте.

«Песня — это нечто, откуда призраки берут чувства. Духи дают мне цвета и чувства, которые отражаются как эстетическое эхо в моей голове, а я способен взять это и превратить в музыку». Фрущанте во многих интервью неоднократно рассказывает о том, что общается с духами, которые говорят ему, какую музыку играть. Слушая новые записи, трудно поверить, что духи не начали снова вмазываться вместе с Джоном.

John Frusciante – Going Inside

John Frusciante – A Fall Thru The Ground

John Frusciante & Josh Klinghoffer – The Afterglow

John Frusciante — Away and Anywhere

Tricky & John Frusciante – #1 Da Woman

Omar Rodriguez-Lopez & John Frusciante – 0

Dave Gahan & John Frusciante – Saw something

Johnny Cash & John Frusciante – Personal Jesus

Vincent Gallo & John Frusciante – Dying Song

John Frusciante – Murderers