Два издательства, о которых знать обязательно, — «Азбука-Аттикус» и менее известное Zangavar. Каждое из них занимает свою нишу. Продукция «Азбуки» предназначена в основном для взрослых: это американская супергеройская классика конца XX века, современные графические романы. Zangavar принимает во внимание интересы и читателей более юного возраста. Если Zangavar берется издавать американские комиксы, это, скорее, будут издания платинового (досупергеройского) периода, например «Малыш Немо в сонной стране». Также оно не чурается Европы и уже несколько лет издает полное собрание приключений муми-троллей Туве Янссон;встречаются и совсем уж невероятные проекты, вроде обещанного в скором времени 3D-комикса.

Скрепя сердце все же назову издательство Bubble. При всей конъюнктурности и явных огрехах, именно оно предприняло первую более-менее удачную попытку создать отечественных супергероев (неизвестно, как долго его издания смогут продержаться на рынке, но все же).

Весьма интересна продукция издательства «Бумкнига»: здесь любят вещи реалистические, зачастую автобиографические. Именно «Бумкнига» выпустила такое важное для современного комикса издание, как «Персеполис» Маржан Сатрапи.

Зачастую непрофильные издательства, не имеющие обширных серий графических романов, все же выдают что-то интересное. Так, Corpus выпустило книгу Арта Шпигельмана «Маус», рассказывающую о судьбах евреев в гитлеровской Германии.

Достойны упоминания и всяческих похвал комиксы, выпущенные в издательстве LiveBook/Гаятри: здесь уделяют внимание произведениям не слишком серьезным (именно «Гаятри» выпустило «Кота Саймона» и «Свиней без совести»). Практически все заметные отечественные авторы комиксов сотрудничали именно с этим издательством: от экспериментатора Хихуса и Линор Горалик с ее незабвенным Зайцем ПЦ до Леонида Тишкова с водолазной эпопеей (она вообще-то числится в разряде «арт-бук и книга художника», но соблазнительно все же назвать ее комиксом). Похожее на «Гаятри» по ассортименту и выбранной нише издательство «Комильфо» дарит России и ехидного Йошо Зауэра, и сверхпопулярное «Время приключений».

Переходим к важным отечественным комиксистам. Осталось назвать всего одного автора, знать которого строго обязательно, — Олега Тищенкова, создателя, наверное, первого по популярности из отечественных комикс-персонажей — кота, которого так и зовут: Кот. Вообще-то, помимо Кота, этот автор сделал много всего интересного, но именно Кот стал его хитом № 1 (сайт автора: olegti.com).

Итак, вы знаете, что читать, — теперь можно посмотреть, где это добыть. Вариант первый, для совсем ленивых: интернет. При наличии времени и навыков поиска здесь можно найти не все, конечно, но очень многое. Однако если вы гурман и вам срочно понадобились какое-нибудь древнее издание французского комикса или другая экзотика, которую в интернете не отыщешь, существует Центр комиксов и визуальной культуры при РГБдМ. Эта непроизносимая аббревиатура расшифровывается как «Российская государственная библиотека для молодежи» — с комиксами здесь работают довольно давно и постоянно проводят лекции, мастер-классы и выставки (следить за мероприятиями можно на сайте библиотеки, в соответствующем разделе blog.rgub.ru/izotext). Помимо центра при РГБдМ, в Москве сейчас существует два книжных магазина, специализирующихся на комикс-продукции: «Пинкомикс» (pincomics.ru) при культурном центре «Пунктум» и «Чук и Гик» (chookandgeek.ru). Во многих неспециализированных книжных магазинах перечисленные выше издания также можно найти.

Наконец, если вы основательно прошлись по магазинам, запаслись комиксами и прослушали лекции, вам захочется пообщаться с себе подобными. Комикс-фестивалей в России довольно много (косплей-, манга- и аниме-фестивалей и вовсе не счесть), но крупнейший на сегодняшний день один — «КомМисия». Именно здесь можно встретить не только отечественных авторов, но и каких-то заезжих знаменитостей, коллекционеров, исследователей.

Сайт фестиваля: kommissia.ru.

Наконец, выходит в России и издание, посвященное комиксу, называется оно «Изотекст», издает его все та же РГБдМ.