В каменном веке считалось, что боль, как и болезнь, — наказание богов, соответственно, для ее облегчения использовались религиозные подношения, молитвы и жертвоприношения. Чтобы напугать духов, провоцирующих боль, и выгнать их из тела, применялись гонги, погремушки и прочие «звучные» приспособления. Коренные американцы сохранили традицию «высасывания» (в буквальном смысле) боли из тела,  а южноамериканские племена до сих пор практикуют трепанацию для избавления от хронической боли — весьма эффективно, по мнению западных исследователей.

15-2238693

До начала эпохи Возрождения в Европе боль не была теоретизирована, и считалось, что она связана скорее с провидением, нежели с физиологическими процессами внутри самого тела. Единственным способом облегчить боль в этом случае считалась молитва. Кроме того, боль могла быть наказанием или испытанием, и человеку полагалось мужественно ее терпеть, чтобы доказать свою веру через страдание.

25-7293528

Машиноподобный образ человека позволил искать причину боли внутри организма и рассчитывать на избавление. Можно было бы предположить, что после секуляризации тела наука будет продолжать попытки укротить боль, но взаимоотношения науки и общества не исчерпываются краудфандингом и грантами. История длившегося несколько веков изучения боли представляет собой поиск поводов оправдать и легитимизировать физическое насилие, а также связанную с ним дискриминацию по разным признакам.

В 1872 году Чарлз Дарвин опубликовал книгу «Эмоции у человека и животных», в которой попытался ответить на вопрос, можем ли мы понять, что чувствуют другие. До сих пор медицина опирается на описания ощущений больного при постановке диагноза, а теоретическое закрепление различий между биологическими видами дало возможность для разного рода спекуляций, когда речь заходила об ощущениях тех, кто не может выразить их в определенной форме.

Иерархия живых существ по уровню сложности нервной системы, на одном конце которой были мужчины-европейцы, а на другом — рабы и животные, существовала параллельно «великой цепи бытия» и христианской иерархии в Европе и колониях.

35-4087400

За выколотый служанке глаз или поломанные рабочему конечности полагалось меньшее наказание, чем за кражу часов.

В книге «История боли», основанной на мемуарах врачей и архивных свидетельствах, Джоанна Бурк говорит о том, как интерпретация болевых реакций у людей разных рас и социального положения способствовала оправданию физических наказаний для рабов и манифестации морального превосходства белых людей. Например, в руководстве по управлению неграми-рабами и их лечению 1811 года утверждается, что, хотя «нож анатома никогда не был в состоянии обнаружить анатомические различия между рабами и их белыми хозяевами», первые способны вынести большую боль, чем их владельцы. На плантациях сахарного тростника им действительно приходилось испытывать много боли, среди основных ее источников — изнуряющая жара и кнут.

Способность терпеть боль, которой обладали те, чей цвет кожи свидетельствовал об отсутствии высокого интеллекта, не вызывала зависти, а характеризовалась как забавная особенность.

45-8740827

Чем более развит ум и воображение, чем выше субъект находится на социальной лестнице, тем восприимчивее он к боли — раз за разом заключали злые белые люди (примечательно, что такая чувствительность не ассоциировалась с феминностью: женщины не квалифицировались как обладатели равных мужским интеллектуальных способностей и предположительно справлялись с болью легче).

Основанием и подтверждением этого положения является тезис о связи между понижением болевого порога и развитием цивилизации: появление анестетиков и анальгетиков оказало влияние на способность и готовность людей терпеть боль.

55-2927541

А в 1930 году врач Рене Лериш отмечал, насколько европейцы стали чувствительны к боли: «Современные пациенты не позволяют сделать надрез в сантиметр без введения анестетика».

В то же время реакции младенцев на боль считались на протяжении большей части XX века простыми рефлексами, а не показателем испытываемой боли. В книге «Современная хирургическая техника» (1938) утверждается, что для проведения большинства хирургических процедур с маленькими детьми достаточно смоченной в сладкой воде губки, чтобы успокоить ребенка.

В XX веке восприятие боли и болевую реакцию начали изучать по отдельности. Во время Второй мировой войны американский врач Генри Бичер, наблюдавший за способностью военных не обращать внимания на боль во время сражения, был удивлен отсутствием связи между тяжестью ранения и проявленной реакцией. По его мнению, мужество солдат объясняется или пресловутым боевым духом, или осознанием того, что ранения могут обеспечить прекращение службы и перевод в безопасный тыл.

Болевые реакции тех, кому в соответствии с их статусом не полагается испытывать сильную боль (рабы, негры, женщины), всегда называли преувеличением и истерикой. Насколько актуально такое разделение в настоящий момент, сколько предрассудков науке не удалось разрушить?

64-4366069

Исследователи Калифорнийского университета выявили связь между количеством выписываемых обезболивающих препаратов и этнической принадлежностью: выходцы из Латинской Америки получают их меньше, чем белые американцы, по данным за 1990 год.

Терпеть боль вне колониальной идеологии и христианской или доледниковой морали не обязательно — требуйте аспирин, опиоиды, анальгин, электрических скатов и все остальное, что поможет вам справиться с жизнью и болью в ней.