Откуда пришел веб-панк? Беглый и невнимательный поиск его истоков может ошибочно привести человека неискушенного в теплые объятия тумблера или в подписчики тематического паблика вконтакте. Однако корни этой культуры следует искать вовсе не в сети, а в российском шоу-бизнесе 90-х и начала нулевых. Русские продюсеры плавили веб еще до того, как это стало мейнстримом. Мощный слепок полузабытого феномена дошел до нас преимущественно в виде музыкальных клипов, в океане которых можно выловить настоящие жемчужины.

Наталья Ветлицкая — Глупые мечты

В потемках конца 90-х Наталья Ветлицкая нащупала и успела подержаться за хвост сипанка. На виртуальной тропической вечеринке она отрывается с цифровыми дельфинами, исследует океанические глубины внутри воздушного пузыря и катается на слоне. Азилия Бэнкс в это время только готовится пойти в школу, а Клер Буше расстается с последними молочными зубами.

Сергей Озолин — Рябиновый рай

Безжизненная вселенная трамвайного симулятора. Похожие, как братья-близнецы, модельки домов. В вагон виртуального трамвая заходит мужчина в кепке и темной джинсовой куртке. Этот мужчина — певец Сергей Озолин. «Рябиновый рай» — самое пессимистичное веб-панк видео из тех, что можно найти в сети. От просмотра становится грустно и неловко. «В рябиновый рай уносит меня осенний трамвай», — поет Озолин, хотя на самом деле трамвай ездит по кругу.

Николай Носков — На меньшее я не согласен

«На меньшее я не согласен» — не просто клип, но первая русская сюрреалистическая 3D-баллада. Ее апогей — лицо Носкова, превращающееся в усеченную пирамиду и улетающее за горизонт. Решительно непонятно, каким образом дедушка Носков попал в тусовку к веб-панкам. Скорее всего, его затащили туда какой-то хитростью.

Сферическая дискотека в вакууме наполнена стереотипными трехмерными типажами начала двухтысячных. Эмансипированная фанатка «Вируса», бизнесвумен с двумя массивными бодигардами и рэперы со спущенными штанами высказывают «Груву» свои претензии и просят сменить пластинку. Непримиримый «Грув» дает сдачи. Видео на трек «Ответ» — единственное оправдание треку «Ответ».

Фантазии на тему космоса никогда не оставляли русских музыкантов и клипмейкеров. В этом плане главные веб-панки эпохи: Лаки, Чип и DJ Doctor, более известные как зеленоградское чав-трио «Вирус», — не исключение. Действие большинства их клипов либо разворачивается в космосе, либо сопровождается массой «космических» спецэффектов. «Папа» — пример показательный. В нем и космос, и спецэффекты, и лицо клонированной солистки «Вируса», плавящееся, словно кэмероновский T-1000 на фоне бесконечной постапокалиптической войны.

Андрей Губин — Зима-холода

Покажите Андрею Губину свой тумблер, и он рассмеется вам в лицо. Губин всю сознательную творческую жизнь был веб-панком. Он носил обувь на платформе и питал слабость к курткам кислотных расцветок, а в его клипах то и дело мелькала соответствующая атрибутика: компакт-диски, игровые автоматы, стремительно бегущие облака из коммерческого ролика Windows 95. «Зима-Холода» — наиболее очевидный реверанс в сторону веб-панка в целом и фильма «Трон» в частности.

Колибри — Напрасный полёт

В сущности, «Напрасный полет» санкт-петербургской рок-формации «Колибри», появившийся задолго до эры широкополосного интернета — первое русское видео об одиночестве в сети. Дышащий безграничным спокойствием океан, объемные блестящие фигуры из учебника по аналитической геометрии, парящие в воздухе вопреки законам мироздания, одинокие сирены с разноцветными волосами — таким представлялся веб в 95-ом. Спустя двадцать лет ничего не изменилось. Профессионализм питерских химиков в том числе.

Mr. Credo — Воздушный Шар

Тема расширяющих сознание веществ и веб-панк часто ходят рука об руку, как крепкая молодая семья. Эскапист, мистик и антигерой нулевых Мистер Кредо знал это как никто другой: «Все, что было, все, что будет дым волшебный мне расскажет наперед» или «Лечу в астральный мир, скользя по облакам, хочу достичь глубин сознания». Рано или поздно у него просто обязан был появиться настоящий веб-панковский клип.

Кар-Мэн — Мамайя канибалз

Лемох кричит «Камон!» и дергается с ловкостью опытного капоэйриста, Титомир ведет себя скромнее, придерживаясь на сцене нехитрых принципов хастлера — таков сценарий всех без исключения ранних клипов «Кар-Мэн». Все преображается в середине 91-го, когда Титомир уходит в свободное плавание и Лемох начинает мочить уже в одиночку. Вершина пост-титомировского творчества «Кар-Мэн» — видео «Мамайя канибалз», главный герой которого — уродливая зеленая 3D-мышь из космоса, случайно оказавшаяся на острове кибер-каннибалов.

Задание на дом:1) Самостоятельно найдите примеры веб-панка. 2) Откройте фотошоп и попробуйте сделать веб-панк своими руками.

3) Ответьте на вопрос: как быстро веб-панк выйдет из моды?