14-3505330

Давным-давно, когда я еще работал в сфере современного искусства, мне, скрипя зубами, пришлось принимать участие в организации эко-фестиваля, который проводил центр современного искусства совместно с одним европейским посольством. Программа мероприятия была рассчитана на месяц и включала в себя множество образовательных блоков — от воркшопов до лекционных презентаций. Как вы уже догадались, на сумасшедших и кретинов я насмотрелся сполна, и это был самый длинный месяц в моей жизни. В и без того напряженных отношениях внутри команды арт-центра был достигнут максимальный накал страстей: добрая половина сотрудников оказались эко-сочувствующими, остальным было наплевать, я же изнывал от презрения к «зеленой» тупости. И изнывал бы дальше, помалкивая, если бы меня не пытались постоянно втянуть в обсуждение глобальных проблем на очередном командном коучинге. В очередной раз нас собрали на одной из таких показательных порок, а перед нами начала вырисовывать пируэты достаточно молодая (но уже пропащая) особа, в красках рассказывая о социальной ответственности и важности ресайклинга. Чтобы не провалиться в объятия Морфея, я начал задавать много вопросов в лоб, но так и не получил ни одного внятного ответа, зато заставил девочку реально позеленеть от злости. «Зеленой» идеологии очень к лицу зеленый цвет. И все бы ничего, но она искренне верила в чушь, которую так безапелляционно гнала в режиме сальто-мортале. И не она одна. Надо признать, все эко-двинутые активисты похожи на хуевых пластмассовых роботов, в спешке собранных голодными китайскими детьми, и все как один поют оду радости.

22-5138966

Особенно мне запомнился один «архитектор» — он сам так себя называл. Моя бывшая коллега, которая встречала гостя, восхищенно произнесла: «Ты его уже видел? Он похож на Иисуса!» Но больше он был похож на бомжа из Северного Чертанова. Худой, сутулый и чахлый — типичный Кощей Бессмертный. Подтянулись люди, пришедшие, как было заявлено, на лекцию, посвященную «эко-архитектуре», и Иисус начал проповедовать перед паствой. Он рассказал, как плачет Тайга, как построить дом из подручного говна (даже слайды показывал — впечатляющее зрелище), под финал поделился со всеми страждущими рецептом собственной зубной пасты из какой-то травы и подорожника и поспешил продемонстрировать — прямо на сцене начал чистить свои гнилые зубы вязкой серо-бурой массой. Пиздец. Занавес. В голове у меня вертелось несколько мыслей: «Где его нашли? И что он там, блядь, чистит? У него все зубы и так скоро выпадут». Чувство брезгливости не покидает и по сей день: даже сегодня, стоит мне услышать что-нибудь типа «эко-бэг», перед глазами начинают прыгать блохи и сновать крысы из угла в угол. Всех этих святых людей очистить может только огонь.

Но от воспоминаний к делу. Во-первых, у «зеленых» очень антропное и потребительское отношение к природе: на природу они смотрят глазами человека, наделяя ее человеческими же достоинствами и недостатками. И преследуют свои потребительские интересы: «Я хочу, чтобы в городе было много деревьев. А еще хочу, чтобы из крана текла вкусная вода». В принципе, к этому «хочу, хочу, хочу» сводится все и вся. Ку-ку, в городе деревья искусственно высажены. Какая это природа? Все кричащие за «возврат к природе» и ругающие цивилизацию делают это, сидя за компьютером в теплой квартире, поглощая пищу, разогретую в микроволновке, и представления не имеют, за что ратуют. И это, в принципе, нормально — таков человек. Тот же Эмиль Чоран писал свои зловещие суицидальные афоризмы, но сам не спешил лезть в петлю. А сколько мыслителей критиковало капитализм, пользуясь его плодами, — не счесть.

32-2118692

Во-вторых, сама постановка вопроса абсурдна до предела: «мы здесь, чтобы помогать природе» — Эверест человеческой гордыни. Вы просто вдумайтесь: помогать стихии. Природе нужна ваша помощь, как Деду Морозу айфон. Ей достаточно пару раз плюнуть цунами — и вообще не будет никакого человечества. Не стоит забывать, что катастрофы являются неотъемлемой частью естественной истории, а люди всего лишь один из видов паразитов, живущих на Земле и зависящих от хрупкого баланса ее элементов.

vrez-2-3437507

Даже несмотря на то, что эко-партии частично представлены среди политических сил. Помните, как немецкие хиппаны не так давно перекрыли своими телами железнодорожные пути, не пуская французские радиоактивные отходы? Устроили лето любви и кинзы на пару дней, а в итоге всю эту блудню разогнали копы с дубинками и слезоточивым газом, и были таковы. Весело. Бороться за природу — это как бороться за пролетариат. Или спасать душу: сначала нам говорят, что наша душа бессмертна, а потом оказывается, что ее нужно спасать. Их борьба — это борьба с ветряными мельницами. Человек не победит никогда. Особенно в той войне, которую он сам себе придумал. Судите сами: если вы выбираете бумажные пакеты вместо пластиковых — вы губите леса. Выбираете пластиковые — значит, помогаете заваливать планету неразлагаемыми отходами. И тут наши друзья предлагают третье решение — эко-сумка, то есть апдейт-версия советской авоськи, только с принтом. Иными словами, мы имеем дело со старой доброй критикой массового общества, только более изощренной, потому что адепты учения рядятся в одежды уличных проповедников.

52-9582292

А где, спрашивается, взять шерстяной свитер ручной работы и сколько он будет стоить? В Нальчике, ясное дело, он будет стоить по цене бизнес-ланча, в Москве — как айпад. Но активисты-волонтеры с задором беснуются во имя идеи, под эгидой зеленого мира танцуют на площадях, «привлекая внимание к проблеме». А в это время весь денежный трафик проходит мимо них и оседает в карманах по-настоящему умных защитников, которые только и ждут возможности освоить бюджетные крохи Евросоюза, ежегодно выделяемые на спасение планеты. Лозунг «думай глобально, действуй локально» — это 60-е, но нам его пытаются продать сегодня как откровение свыше. Мол, просвещайся, будь осведомлен и действуй, как говорит тебе Мать-Природа: купи велосипед и спаси планету. Тут главное — убедить каждого, что именно он несет ответственность за глобальные экологические проблемы и виновен в страданиях Земли, чтобы вить веревки, разыгрывая карту индивидуальной потребительской ответственности. Ты виноват, если куришь и выбросил окурок мимо урны. Именно из-за тебя задыхается планета, а не из-за табачных корпораций. Ты — самая большая выхлопная труба, которая коптит небо. Как сказал Славой Жижек, «образцовыми фигурами Зла сегодня являются не обычные потребители, которые загрязняют окружающую среду, а те, кто, будучи в полной мере причастными к загрязнению, покупают себе свободу от результатов своей собственной деятельности, селясь в закрытых для посторонних районах, питаясь органическими продуктами, проводя отпуск в заповедниках дикой природы».

В зависимости от моды темы меняются (употребление в пищу органических продуктов, эко-автомобили, одежда ручного производства и т. п.), но смысл остается неизменным: переложить ответственность на плечи конечного потребителя и заставить его поверить, что его потребительский выбор способен спасти планету, а все экологические проблемы вызваны неправильным выбором. Поколение ничтожеств на страже природы — каково? Пирсингованные джей-рокеры с комиксами в эко-сумке в самодельной обуви — настоящие воины света.

62-1967947

Экология — это религия нашего века. Мы должны мученически искупить грехи предков, оскорбивших Мать-Природу, и взять на себя ответственность за угрозу, которой подвергается окружающая среда. Чтобы спастись, нужно изменить свою жизнь — утилизировать старые бумаги, например. И это чисто «белая» фишка — быть ответственным за что-то. Научили индусов пластиковые бутылки делать для газированных напитков, а куда их потом девать, так и не придумали — и носятся теперь со своей ответственностью, вместо того чтобы разрабатывать биоразлагаемый пластик. Нам же новых богов не надо — старых девать некуда.