Раз в несколько секунд? Наверное, нет. Но вместо того, чтобы задаваться вопросом, так это или не так, Том Стаффорд пытается выяснить, как вообще можно доказать или опровергнуть подобное суждение.

Нам всегда говорили, что мужчины думают сами-знаете-о-чем слишком часто – по мнению некоторых, раз в несколько секунд. Большинство из нас слишком долго поддерживали эту идею, чтобы отнестись к ней скептически. Однако, чем просто задаваться вопросом, правда ли это, остановитесь на минуточку и подумайте, можно ли – и каким способом – это доказать.

Согласно статистике, если мысли о сексе приходят в голову каждые несколько секунд, то в час мы думаем о нем примерно 514 раз, а в день — около 7,200 раз. Много это или мало? На мой взгляд, число внушительное. По-моему, оно даже больше, чем количество всех моих мыслей о чем бы то ни было за весь день.

Психологам известен метод«отбора переживаний» — попытка научными способами измерить мысли. Этот метод состоит в том, что в ходе обычной жизни людей просят зафиксировать, о чем они думают в данный момент в данном месте.

Группа исследователей из Государственного Университета Огайо во главе с Терри Фишер применила этот метод, используя специальные кнопки, которые они раздали 283 студентам колледжа, разделенным на три группы. Ученые попросили участников нажимать на кнопку каждый раз, когда они думают о сексе, еде или сне, и записывать это.

Если бы вас попросили отмечать каждый момент, когда вы думаете о сексе, сколько раз, по-вашему, вы бы в этом признались?

Однако мужчины также больше думали и о еде, и о сне, что дает основания полагать, что мужчины в целом более подвержены желанию расслабиться. Или чаще готовы счесть любое мимолетное ощущение за мысль. Или и то, и другое вместе.

Неожиданным в исследовании оказалась широкая вариативность количества мыслей. Некоторые из испытуемых утверждали, что думали о сексе всего один раз в день, тогда как респондент, отметивший наибольшее количество мыслей, нажал на кнопку388 раз, что означает мысль о сексе примерно раз в две минуты.

Впрочем, важным ограничивающим фактором этого исследования являются так называемые «иронические процессы», более известные как «проблема белого медведя». Если вы хотите зло подшутить над ребенком, попросите его поднять руку и не опускать до тех пор, пока он не перестанет думать о белом медведе. Стоит только начать о чем-то думать, как все попытки выкинуть это из головы только чаще о нем напоминают.

Именно в таких условиях и оказались участники исследования Фишер. Ученые дали им кнопку, велев нажимать на нее всякий раз, как они подумают о сексе (или о еде, или о сне). Представьте, как они идут с факультета психологии, держа кнопку в руке и мучительно пытаясь не думать о сексе беспрестанно, вместе с тем стараясь не забыть о том, что им нужно нажать на кнопку, как только они о нем подумают. Я ставлю на то, что несчастный, нажавший на свою кнопку 388 раз, стал жертвой не только собственных импульсов, но и самого устройства эксперимента.

Другой подход был использованВильгельмом Хоффманом и его коллегами. Смартфоны совершеннолетних волонтеров были настроены так, чтобы присылать им уведомления семь раз в день, в разное время, в течение недели. Участников попросили записывать, что именно занимало важнейшее место в их мыслях незадолго перед тем, как они получили уведомление. Идея заключалась в том, что если переложить ответственность за напоминание на прибор, сознание участников будет более свободным.

Результаты оказались не вполне сопоставимыми с исследованием Фишер, поскольку максимальное число мыслей о сексе, которое можно было зафиксировать в течение дня, равнялось семи. Но стало очевидно, что люди думают о нем гораздо меньше, чем предполагает миф о «неприличной мысли раз в семь секунд».

Наиболее удивительным в работе Хоффмана оказалось сравнительно скромное место секса в мыслях участников эксперимента. Люди утверждали, что больше думали о еде, сне, личной гигиене, социальных контактах, досуге и (до пяти часов вечера) о кофе.  Просмотр телевизора, проверка электронной почты и другие формы использования медиа тоже преобладали над мыслями о сексе в течение всего дня. В сущности, секс становился господствующей мыслью только ближе к концу дня (в районе полуночи),  и даже в это время он занимал второе место, решительно уступая первое место сну.

Судя по всему, ближе к концу вечера средний мужчина больше всего думает о сне.

Впрочем, метод Хоффмана тоже не вполне свободен от «эффекта белого медведя», поскольку участники знали, что в какой-то момент дня их попросят записать, о чем они думают. Это могло повести к преувеличению некоторых мыслей. С другой стороны, люди могли стесняться признаться в том, что думали о сексе в течение дня, и поэтому реже упоминать об этом.

Так что, хотя можно смело отмести теорию о том, что средний мужчина думает о сексе раз в семь секунд, мы не можем знать наверняка, какова реальная частота. Вероятно, она очень сильно разнится от человека к человеку, и даже для одного человека, в зависимости от обстоятельств, может быть разной. Кроме того, на результаты экспериментов сильно влияет тот факт, что любые попытки измерять число мыслей рискует изменить сами эти мысли.

Так из чего состоит мысль? Каких она должна быть размеров, чтобы включить ее в итоговое число? В процессе чтения этой статьи у вас их было ноль, одна или несколько? Множество поводов для размышлений!