16-8394214

27-9390302

Интервью — это не «нагуглил имя — спросил — написал», точно так же как занятие любовью — это не «сунул — вынул — уснул». Поэтому до того, как вы идете на встречу с субъектом, вы обязаны прочесть все, что о нем есть в интернете. Особенно недавние интервью. А еще давние. Тем паче самые первые. И его твиттер. Википедию, естественно. Прослушайте его (хотя бы) последние альбомы, посмотрите его (хотя бы) последние фильмы. Если вы не делаете этого, вы профнепригодны и никогда не станете хорошим интервьюером.

37-1215621

В финальном тексте хорошего вью много героя и мало журналиста. Вопросы должны быть четкими и достаточно короткими, чтобы отвечающий не потерял нить. В каждой вашей реплике собственно вопрос должен быть один. Только новички и поехавшие графоманы, пьянеющие от звука собственного голоса, выдают тирады масштаба: «Вот, к примеру, я и мой друг, Иван Тимофеевич, ныне покойный, служили в десантных войсках, зимой 94-го это было, как сейчас помню… В овраге сидели мы, ну вы же понимаете, степь, тоска, и вот тогда подсказал он мне идею для вопроса, которым я вас сейчас побеспокою. Ответственна ли отечественная интеллигенция за потерю русской идеи и в какой мере, а если не она, то кто же, ведь возможно, еще в 1917-м социумообразующий рабочий класс был вынужден обратиться к проблемам иного толка, другими словами, именно там (или не там, как вы полагаете, с точки зрения историка) образовался разрыв между идеалами, декларируемыми официальной пропагандой, и взращиваемыми многими поколениями принципами, или все было совсем иначе — или иначе быть не могло?».

46-6007245

Закрытые вопросы — те, на которые можно ответить «да», «нет», «не знаю». Открытые предусматривают развернутый ответ. Вам нужно разговорить собеседника, поэтому вопрос «считаете ли вы, что есть собак плохо?» — неудачный, а «как бы вы отреагировали, если бы вам предложили отведать пекинеса на фуршете сеульского отделения Гринписа?» — норм.

56-3094051

То есть, конечно, осыпайте, но при расшифровке оставляйте их за кадром. Пускай оттаявший персонаж вашего текста расцветет, проникнется доверием и разболтает вам то, чего раньше никому не говорил. Его прямую речь вы и вставите в файл для редактора. Ваши пассажи типа «Василий, вас многие на Кубани называют великим гобоистом, как у вас получилось достичь такого выдающегося уровня мастерства владения дудкой?» расшифровывать не нужно.

65-1174259

Признак плохого интервьюера — стремление поскорее закончить. Вам нужно десять тысяч знаков, на диктофоне уже час, может, хватит? Нет, не хватит. Когда наутро вы будете отслушивать запись, большинство того, что казалось интересным, перестанет казаться таковым. Поэтому мучайте героя, пока не выжмете из него эксклюзив, сенсацию или хотя бы усталую откровенность человека, которого угроза дальнейшего общения с вами пугает больше, чем призрак нагоняя от начальника. Заходите с разных сторон — никогда не знаешь, о чем будет самый интересный кусок интервью. Развивайте тему, исходя из ответов, не довольствуйтесь бумажкой со списком вопросов. Ответы по сути занимают в три раза больше места, чем выделили вам на материал? Отлично, пускай лучше герой обидится, что вы не напечатали его исповедь целиком, чем редактор откажется публиковать ваш опус, сочтя, что он ни о чем.

74-1723878

Помимо «творческих планов» и прочих кретинских формулировок из газеты «Правда» за 1951 год, это те вопросы, которые вашему герою недавно задавали другие журналисты. Во-первых, они раздражают героя, во-вторых, интересующийся его судьбой читатель уже прочел материал в крутом журнале, который сработал оперативнее вас, и недоволен повторами. Все интересное, что вы увидели у конкурентов, можно оформить врезкой или сжато дать в лиде, в теле интервью должна быть новая информация. Не опускайтесь до уровня «почему ваша группа так называется» (« — а вы правда не в курсе?») и «какая книга изменила вашу жизнь» (« — а вашу какая?»).

82-2982481

Сомневаетесь, оставить или выкинуть? Выкидывайте. Все, что можно сокращать, нужно сокращать. Емкие интервью с высокой концентрацией мысли на единицу текста сделают из вас уважаемого и высокооплачиваемого интервьюера.

92-7440891

Подстрочник — это дословная расшифровка диктофонной записи, со всеми эканьями и атрибутами разговорной речи. Сдавать подстрочник — одна из самых распространенных ошибок начинающих репортеров. Редактор может сделать из этого говна конфетку, но он не обязан, а обязаны вы. Подстрочник (с вычищенными междометиями) можно использовать только в случае, когда сдача материала у вас не то что горит, там уже угли остыли, а спикер — сановная особа, у которой согласование через пресс-службу занимает неделю. Во всех иных случаях ваш герой выглядит дебилом, который изъясняется простыми предложениями, повторяется, путается в логической последовательности и говорит сам с собой. Не выставляйте его таким — возникнут сомнения и во вменяемости журналиста, который потратил время на столь стремного типа.

101-9994789

По скайпу ли это интервью, по телефону или лицом к лицу — когда вы слышите фамилию, наименование фирмы, географическое название, записывайте его в блокнот и показывайте буквы герою, особенно если не собираетесь согласовывать текст целиком. Со слухом у вас хуже, чем вы думаете. И да, уточните, как он желает именоваться (род занятий, должность), запишите это тоже.

111-9003984

Герой с удовольствием поговорит о том, что интересно ему — как он окончил художественную школу в Невинномысске, как хлебосольная бабушка вдохновила его на первый натюрморт и как он поехал в Краков, где занял второе место на конкурсе «Лепим под эгидой ЕС». Вы с радостью спросите о том, что интересно вам — как художнику получить европейский грант, хорошо ли учат в вузе, который он закончил, и почем нынче аренда мастерской. Читателю на все это наплевать, если вы не пишете для журнала «Юный рисовальщик». Каждую минуту вы должны думать о том, что интересно вашему читателю. Читателю интересны новые факты и мнения на злободневную тему; оценочные суждения об известных лицах; любые новые данные, которые пригодятся читателю на практике в ближайшее время; данные в пользу тезиса «звезды — такие же люди, как мы»; данные в пользу тезиса «звезды — вообще с другой планеты, совсем не такие, как мы»; необычные истории из жизни; все, что делает героя симпатичным в глазах читателя и достойным подражания.

122-3494993

Собираясь на интервью по определенной проблеме, оставьте позицию по этой проблеме дома вместе с эмоциями. Возьмите только цифры и факты, которые позволят вам аргументированно утверждать нечто в ваших вопросах. Вы идете не за подтверждением вашего мнения, а за информацией, которая дополнит вашу.

132-5658417

Даже у вменяемых современных людей часто случается затык, когда речь заходит о вопросах для интервью. Из уст прогрессивной молодежи начинают выходить кондовые советские формулировки вроде «расскажите о творческих планах» и «как вы оцениваете состояние [сфера] в [географическое название]», набившие оскомину еще шестидесятникам. Если вы хотите узнать, когда будет новый альбом, так и спрашивайте. Если хотите услышать критический отзыв о самарском бисероплетении, так и говорите: «мне кажется, ваше ремесло гниет в нашей славной провинции — мода прошла, магазины разоряются; а вам как кажется?».

141-6160543

Лучше, если вы разбираетесь в теме разговора так же хорошо, как и маститый респондент, тогда ваша роль — перевести его мудрость с птичьего языка специалиста на человеческий, чтобы обогатить ею читателя. Но если вы путаете Нимейера со Шванкмайером, а старожилов редакции скосил грипп и некого вот прямо сейчас послать к залетной звезде архитектуры, не пытайтесь косить под умного — займите сторону потребителя его искусства, то есть обычного неравнодушного горожанина. Не бойтесь поинтересоваться, почему все дома одинаковые, сойдете ли вы с ума от жизни в круглой комнате и какое здание в вашем городе впечатлило его больше всего. Лучше предстать любопытным ребенком, чем дилетантом с амбициями, а когда вы расположите собеседника к себе, можно и попросить самому задать себе вопросы, на которые он всегда хотел ответить на страницах какой-нибудь газеты.

Все еще хотите что-нибудь написать? Нет уж, сперва прочтите.