Неопытные авторы тревелогов склонны впадать в экстаз экскурсовода и осыпать своего читателя ненужными фактами, которые тот при желании легко найдет в интернете. Послушайте, всем плевать, в каком году написан покоривший вас диптих, сколько потопов с 16 века пережили дубовые гробы на этом кладбище и какому царю мужественно сопротивлялись героические защитники этих развалин. Ваша задача — описать место так, чтобы читатель сам захотел нагуглить эти факты, потому что он заочно влюбился в него по вашим рассказам, открывающим нечто совершенно новое. Так что проследите, чтобы ни один ваш абзац не дублировал туристические буклеты с их интонацией восторженного кретина из деревни, вооружившегося энциклопедией.

Описание путешествия — это не совсем формат «что вижу, о том пою», хотя казалось бы. Если вы и вправду хотите поговорить о месте, а не живописать приключения себя, любимого, в новых декорациях, попытайтесь ответить на простые вопросы: что отличает Х от остальных подобных сооружений цивилизации? Кому там понравится, а кому нет? Что там радует, а что разочаровывает? Когда там комфортно, а когда ужасно? Обычно ответов достаточно, чтобы пост не получился совсем бестолковым. Если вы признанный поэт и способны сочинить эссе о духе города, например, то вперед. Остальным стоит давать больше полезной конкретики: цена билетов на транспорт и к достопримечательностям, рекомендации блюд в ресторанах, специфика передвижения, виды и стоимость сувениров, вещи, которые там не купишь и нужно обязательно брать с собой — все это сделает пост хитом.

Отчетов о путешествиях — миллионы. Почему прочесть должны именно ваш? А потому, что вы являетесь экспертом в какой-нибудь области. Например, собаку съели на проблемах отдыха с детьми. Или знаете все лучшие места для шопинга в Европе. Или следите за политической ситуацией в мире и любите общаться с местными, выясняя, как им живется на самом деле. Или собираете коллекцию вкусов мороженого из разных городов и стран — что угодно, что привлечет определенную аудиторию с теми же проблемами и увлечениями.

В Лондоне есть: автобусы-даблдекеры, кэбы, бифитеры, Бейкер-стрит 221б и другие вещи, которых нет больше нигде. Если вы не знаете, о чем писать, а мама требует подробного отчета о культурном досуге, заранее составьте список всех этих штук и опишите личные впечатления о них, используя аналогии с известными вашей аудитории реалиями («В пятницу вечером собор Святого Павла обоссан, мама, совсем как наш памятник героям Плевны»).

Живописный пейзаж, очаровательный городок, романтический закат, причудливый склон, уникальный источник, изумительная панорама, тихая деревушка, величественная пустыня, потрясающий вид, город контрастов — все это в помойку. Объясните внятно и конкретно, что именно вас потрясло, а лучше замените описания фотографиями.

Все и всегда хотят знать:

  • где есть интересные бесплатные достопримечательности
  • стоит ли торговаться и до каких пределов (например, в Гоа можно сбить цену на текстиль в 3-4 раза)
  • какие местные законы и обычаи грозят проблемами (например, если в Дубае иностранец перекусывает в аэропорту до захода солнца в рамадан, его может задержать полиция, тогда придется покупать новый билет)
  • как далеко простирается честность жителей (например, в Дании можно забыть ноутбук в Макдональдсе на полдня, а в Италии администраторы отелей сами намекают командировочным, что можно бы и дописать чего-нибудь в чеке для конторы)
  • когда закрываются магазины и заведения общепита (например, в Эдинбурге после 10 вечера вегетарианцы умирают от голода, а в единственный открытый до ночи паб набиваются все пьющие жители центра)

Ваши впечатления бесценны, но субъективны и на самом деле мало кому из незнакомых людей интересны, а финансы объективны и универсальны. Поэтому самый востребованный пост о путешествиях будет иметь заголовок вроде «Как я провел неделю в Париже за 120 евро». Лоукосты, сезонные колебания цен на отели и билеты, разница в комфорте и стоимости вагонов различных классов, возможности автостопа, лучшие по соотношению цена-качество варианты проживания, недорогие вкусные заведения, бюджетные рецепты из местных деликатесов, хорошие супермаркеты и стоки, режим работы блошиных рынков — все это привлекает не только нищебродов, но и людей, которые могут себе позволить больше, однако стремятся к максимальному выигрышу из принципа и азарта.

Голая история с географией мало кому интересна, людей волнуют люди. Две грани рассказа о жителях отдаленных территорий: 1) они такие же, как мы и 2) они совсем не такие, как мы. Чем дальше вы путешествовали, тем ценнее становятся наблюдения по первому пункту, и наоборот — вряд ли кого-нибудь удивит, что в Молдавии смотрят НТВ; распространение культа Сергея Безрукова среди умирающих в Варанаси, напротив, украсит рассказ.

Выдающиеся цифры, указанные в путеводителях, сами по себе мертвы. Ну самое маленькое государство в мире, площадью четыре квадратных километра, и что? Гораздо лучше срабатывают иллюстрации вроде «когда приезжает цистерна с чистой водой, местные жители выстраиваются в очередь, и хвост ее оказывается на территории соседней страны, нарушителей границы таможенники хлещут тростниковыми стеблями».

Если вы легко пишете и склонны к размышлениям, забудьте о предыдущих рекомендациях и пишите о тех идеях, на которые вас вдохновили наблюдения за иностранными реалиями. Ночевка в пустыне с бедуинами может стать отправной точкой эссе об гостеприимстве, или потребностях члена консьюмеристского общества, или прелестях эскапизма, или ужасах вырождения при многовековом скрещивании родственников, или тонкостях борьбы с кротами на полях для гольфа — неисповедимы пути мысли в голове странствующего философа.