Книжные магазины закрываются с невероятной скоростью. Стоит ли пересмотреть саму их концепцию, чтобы они могли сохраниться и в цифровой век? Intelligent Life попросил четыре архитектурных и дизайнерских бюро создать книжный магазин мечты.

Если огромное количество книг можно удобно и недорого купить через интернет, зачем идти в обычный книжный магазин? Разве что выгулять новое платье и посидеть (или полежать) на диванчике. Но если вам нужна музыка, кино или книги, скорее всего, вы первым делом отправитесь в интернет. В цифровую эпоху магазины «из плоти и крови» вынуждены работать гораздо больше, чтобы хотя бы привлечь наше внимание, а уж тем более чтобы заставить нас что-то купить. Бренды сменяются в магазинах каждые несколько лет: уже совершенно ясно, что интерьер — залог их успеха.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы попросили четыре ведущих архитектурных и дизайнерских бюро создать проект книжного магазина — такого, который мог бы спасти книжные лавки как класс в эпоху Амазона и электронных книг.

Традиционная книготорговля особенно сильно пострадала из-за перехода к продажам через интернет. Началось с онлайн-продаж — с Амазона. Затем электронным стал сам продукт — вновь в основном по вине Амазона, чьи электронные книги Kindle приспособлены только для чтения в особом, «киндловском», формате. В Британии число независимых книжных магазинов уменьшилось на треть за 8 лет (с 2005 по конец 2013 года) и сейчас составляет всего 987; в Америке их количество упало с 2400 до 1900 между 2002 и 2011 годами (хотя после этого и наблюдался незначительный рост). Некоторые причины этого упадка: рецессия, супермаркеты на окраинах, рост налогов на недвижимость — общие для всех независимых предпринимателей. Но по книжным Амазон нанес самый мощный удар.

При этом у независимых книжных по-прежнему множество поклонников, а лучшие из них, возглавляемые литературными агентами (как, например, магазин Lutyens & Rubinstein в западном Лондоне), подбирают книги согласно личным предпочтениям клиента гораздо более точно, чем это когда-либо сможет делать электронный алгоритм.

Мы предложили один и тот же бриф четырем архитектурным и дизайнерским бюро: Gensler, 20.20, Burdifilek и Coffey Architects. Им нужно было создать проект книжного магазина общей направленности, где продавалась бы художественная и нехудожественная литература и электронные книги, как вживую, так и через интернет. Они располагали пространством, типичным для европейского независимого книжного магазина: два этажа площадью в 1000 квадратных футов каждый. Бюджет был ограничен 100 000 фунтов стерлингов — скромно, конечно, но независимые торговцы книгами денег не печатают, и эта цифра — предельная сумма, которую они могут потратить на оборудование магазина; допустим, что дополнительные деньги на обучение персонала и проведение мероприятий откуда-нибудь возьмутся. Магазин может называться Intelligent Life Books или как-нибудь по-другому.

Мы ожидали запоминающихся интерьеров и хитрых инноваций, но получили гораздо больше. Бриф предполагал новый дизайн книжных магазинов, но дизайнеры полностью переосмыслили сам объект.

Этого можно было ожидать от Gensler: здесь за наше задание взялся Джон Толлит, руководитель группы дизайнеров, создавших многое в Apple Store на Риджент-стрит в центре Лондона.

Но помощник главного дизайнера Оуэн Робертс не потерял присутствия духа: «Если оставить имеющуюся модель и просто переменить интерьер, ничего не изменится. Решение проблемы должно быть куда более фундаментальным: продуманным, стратегическим и дерзким». Книжный магазин, с точки зрения Gensler, должен был предвосхищать любую литературную потребность, от быстрой загрузки текста или спонтанного выбора легкого чтива в мягкой обложке до медитативного знакомства со всем богатством фондов, подготовки персональных списков чтения, самостоятельных публикаций, книжных клубов, встреч с авторами, вплоть до нового опыта чтения книг в своего рода «читальной» камере сенсорной депривации.

Через неделю после получения задания Робертс представил обезоруживающе простой рисунок с множеством оригинальных идей. Первый сюрприз состоял в том, что, по задумке, чтобы купить что-то в магазине, необязательно было в него заходить: стеклянный фасад представлял собой тачскрин, на который можно нажать, чтобы загрузить электронную книгу при помощи QR-кода. Выбор может быть бесконечным (по словам Робертса, «полный каталог Британской библиотеки») — достаточно лишь выйти на Амазон через «умное стекло».

Торговая стена выступает на тротуар, предлагая покупателям на выбор множество книг в мягких обложках. Внутри на длинном столе, спускающемся вглубь помещения, выложены новинки. С одной стороны расположена «волшебная стена открытий Гарри Поттера», книги на которой можно изучать при помощи приставной лестницы (пока что забудем о требованиях безопасности). Посетители могут заходить всего на несколько минут и снова выходить; для тех, кто может остаться подольше, предназначена задняя часть магазина.

Читатели, которые любят общение, смогут собираться на специальных местах (это будут «простые деревянные ступеньки с подушками») и принимать участие в работе книжного клуба, слушать презентации авторов или обсуждать процесс самостоятельных публикаций (их можно делать при помощи экранов, установленных в дальнем левом углу).

В задней части магазина находится книжный шкаф высотой до потолка. Корешки книг складываются в аббревиатуру tl;dr, что означает: Too long; didn’t read («Слишком длинно, не осилил). Это название магазина, предложенное Gensler, содержит немалую долю иронии и самоуверенности: если где-то ленивый читатель, помешанный на соцсетях, и может купить книгу, то только в таком технологичном книжном магазине. Это еще и интересный дизайнерский ход. «Здесь совершенно аналоговая манера обозначений, — говорит Робертс, — но, используя сам продукт, мы создаем скульптурную инсталляцию.Это притягивает взгляд посетителя к дальней части магазина».

Отчетливо ощущается нехватка здесь одной вещи — кассы. «Этот негативный элемент убран совсем: таким образом ценное пространство отводится под впечатления, а не под заключение сделок». Кроме того, если оплату может мгновенно принять сотрудник с кардридером, «можно продать гораздо больше. Вы не даете покупателю возможности отвлечься и передумать».

В том виде, в каком он представлен на чертеже, tl;dr кажется скорее специализированным магазином, где вы с радостью провели бы целые выходные. Но Робертс и Толлит составили еще и диаграммы, представляющие концепт как «сборно-разборную модель», которая функционирует по принципу «включи и работай» и которую можно «подгонять» под то или иное месторасположение и аудиторию. На вокзале tl;dr может представлять собой просто стену для загрузок и продаж. В хипстерском районе (таком, как Хокстон или Уильямсбург) это будет скорее клуб. «Его можно увеличивать, уменьшать, тем самым реагируя на то, как люди совершают покупки, и размещать где угодно». Скажем, можно установить торговый автомат tl;dr на оконечности Брайтонского пирса, где он будет продавать«Брайтонский леденец» и рекламировать ближайший полномасштабный магазин.

Идею не спускать весь бюджет на архитектуру, а сфокусироваться на программировании пространства выдвинули и в 20.20 — агентстве стратегического дизайна из северного Лондона. «Люди не будут заходить в магазин только потому, что там красивый потолок», — говорит Джон Ли, креативный директор 20.20. «Они зайдут, потому что предлагаемые впечатления важны для их образа жизни. Важнее всего — что вы делаете внутри пространства».

В книжном магазине, разработанном 20.20, можно заниматься чем угодно: загружать журналы и электронные книги (на которые делается скидка, если покупать их оффлайн), приобретать бумажные книги из часто обновляемого списка, задавать вопросы хорошо подкованному персоналу, пить кофе и есть сэндвичи, читать в уютных креслах, слушать аудиокниги, присутствовать на авторских презентациях, арендовать стол, чтобы писать или рисовать, и публиковать самиздатовские книжки на местной печатной машине. Магазин будет называться «Искусство рассказывать истории»: идея в том, что истории не заканчиваются, какую бы форму ни принимала книга.

Это будет работать как своего рода напоминание, возвращающее покупателей обратно в магазин («Нужен какой-то якорь», — говорит Ли). Тем временем экраны, установленные на передвижных подставках, будут рекламировать ближайшие события и книги по темам, например «десять лучших приключенческих романов». Эти подставки (высотой до бедра, «потому что у нас есть склонность смотреть вниз») послужат и спасательным кругом: нервные покупатели, зайдя в магазин, могут сперва повертеться вокруг них, осваиваясь в незнакомом месте.

Книги будут выставлены лицевой стороной вперед, чтобы выделить обложки на фоне угольного цвета полок. Сильный визуальный ход, но не значит ли это, что книг поместится меньше? Нет, если часть из них хранить в выдвижных ящиках: одна книга на торце, а остальные работы того же автора — внутри. Магазин Liberty уже делал нечто похожее: «Рубашка с галстуком выложена на поверхность, — объясняет Томпсон, — а в самом ящике можно найти все размеры».

Как и Gensler, 20.20 не волновались по поводу скромного бюджета. По словам Ли, большая часть денег ушла бы на дерево, конвейерную ленту и ящики, а все остальное «не очень дорогое и легкое в производстве». Стратегия кажется здравой:  произведи впечатление на посетителей из-за двери какими-нибудь сногсшибательными штуками, а потом предельно упрости покупку. Если они сунут нос в книгу, им будет наплевать, что полы не паркетные.

В отличие от британцев, продемонстрировавших большой энтузиазм по поводу магазинов, которые «всплывают» в неблагополучных районах, канадское агентство интерьерного дизайна Burdifilek сделало ставку на верхний сегмент рынка.

Хотя и они признали, что магазин должен делать больше, чем только продавать книги. «Если вы сосредотачиваетесь только на книгах, — сказал их креативный директор Диего Бурди в телефонном интервью из Торонто, — вы испытываете судьбу».

Магазин, предложенный Burdifilek, называется ILB (аббревиатура для Intelligent Life Books).

Потом тема меняется: скажем, теперь это датский дизайн. На мой вопрос, что будет приносить больше прибыли — книги или другие товары, Бурди ответил: «Думаю, и то, и другое. Беспроигрышный расклад».

Некоторые любители чтения могут, пожалуй, подумать, что сковородки и венчики для сбивания слишком далеко уводят от изначальной цели (хотя, возможно, они будут счастливы полистать книжку, сидя в «кресле-яйце» Арне Якобсена), но Бурди считает, что в этом сегменте рынка есть свободное место. «Это своего рода консьерж-услуги, все в одном месте, — говорит он. — Сейчас меня смущает, что я сначала покупаю книгу, а потом вынужден идти в другой магазин, чтобы купить соответствующие товары. Увидеть и пощупать изделия своими руками — это роскошь, и этого интернет не дает».

Экспонаты актуальной в данный момент темы выставлены на особых постаментах («Я не хочу называть их столами, потому что это скорее как в скульптурной композиции: постамент привлекает внимание к тому, что установлено на нем»), а на полках вокруг представлены книги по выбору издательства и встроенные тачскрины, через которые можно загрузить неисчислимое множество электронных книг и приложений. Материалы для магазина будут «недорогими, но благородными»: ореховые полки, широкие панели из дуба на полу, а для стен — «ровная белая штукатурка, как в галереях».

Там продаются книги общей направленности и стоит длинный стол (за ним можно почитать или, отодвинув табуретки, провести какое-нибудь мероприятие). Это пространство также позволяет подвижному цифровому экрану на задней стене покрыть оба этажа. А ночью он «будет подсвечиваться, как киноэкран», делая невидимым фасад и интригуя прохожих, когда магазин закрыт.

Тем временем в реальном мире самый знаменитый лондонский книжный, Foyles, готовится переехать вниз по Черинг-Кросс-Роуд, в здание площадью почти 40 000 квадратных футов, где раньше была Центральная школа искусств Святого Мартина. Новый Foyles может оказаться последним книжным магазином таких гигантских размеров. Когда этот новый флагман книготорговли был еще в чертежах, Foyles вместе с журналом Bookseller провел два семинара, на которых издатели, книготорговцы и даже несколько покупателей предлагали идеи для нового магазина и обсуждали их с представителями архитектурного бюро Lifschutz Davidson Sandilands.

Многие решения, предложенные для проекта будущего Foyles, были очень похожи на те,  что выдвинули опрошенные нами дизайнеры (хотя они были не в курсе планов Foyles): от автоматов с книгами до приложений, которые можно скачать, находясь внутри магазина, отдельных кабинок для чтения, писателей, проживающих в магазине, и даже стены-тачскрина. Foyles были осторожны в оценках того, сколько из самых технологичных идей найдет свое воплощение в новом магазине; значит, бумажных книг на новом месте будет не меньше, чем на старом.

Но одной идеи вы точно не найдете у Foyles. Ее предложили в бюро Coffey Architects. Подход Coffey к нашему брифу оказался принципиально иным: мир через 50 лет, время, когда все книги, возможно, будут уже распроданы.  «Можете ли вы спасти книжные магазины? А зачем?» — весело интересуется Фил Коффи. Он считает, что превращение всех книг в электронные сделает книжные магазины ненужными, но можно будет спасти культ книги как произведения искусства.

Поэтому его магазин (если это можно так назвать) воспевает тайное искусство книгопечатания и переплетного дела. Он будет называться Craftword и станет антиподом империи электронных книг: винтажный, нишевой, с бумагой и чернилами, он, однако, предлагает всего несколько книг, которые можно выбрать на полке.

Широкие ступени одновременно служат местом для сидения и ведут посетителей вниз, к бару и сцене, где выступают авторы — которые «станут как рок-звезды» — или «книжные волшебники» повествуют об искусстве создания книг. Ваша книга может быть написана выступающим на сцене автором или вами, а может представлять собой любой другой текст, предложенный вам роботами.  Вы изготовите ее, чтобы испытать удовольствие, которого не дает электронная книга: почувствовать запах чернил и бумаги, ощутить вес тяжелого переплета в руке, полюбоваться обложкой — настоящим произведением искусства. И издание, которое вы унесете с собой, будет абсолютно уникальным.

«Электронные книги и загрузки из интернета создадут вакуум в мире красивых вещей», — утверждает Коффи. Он настаивает на том, что его идея — «не разгул воображения. Мы начнем дорожить красотой написанных слов». Радостная мысль для всех книготорговцев, которые пишут бизнес-план на 2064 год.