Несмотря на громадный прогресс в области феминизации автовождения, мужчины составляют подавляющее большинство водителей в России и соседних государствах. К тому же, именно мужчины ответственны за большинство фактов эксцентризма и происшествий на дорогах, что подтверждает неумолимая статистика.

Автомобиль в Советском Союзе изначально был чем-то гораздо большим, чем транспортное средство. Автомобиль невозможно было купить, даже имея деньги, поскольку советских автомобилей на всех не хватало, а импортных авто в Советском Союзе не существовало, чтобы разница в качестве не наводила граждан на нежелательные размышления. Несколько поколений людей прожили свою жизнь с ощущением, что автомобиль является показателем высокого социального статуса его владельца. Для их детей этот постулат стал чем-то совершенно очевидным даже во времена, когда автомобили перестали быть дефицитом и стали доступны любому, кто имеет минимально необходимую для кредита белую зарплату. Социальные последствия такого мировоззрения до сих пор формируют атмосферу на дорогах.

28-5858073

Автомобиль становится для человека капсулой, убежищем, где он чувствует себя в безопасности и способным наконец открыто высказывать свои эмоции. Закрытый и полный запретов в обыденной жизни, в авто он обретает долгожданную свободу самовыражения. Нигде, как в автомобиле, человек не ругается с таким наслаждением и свободой. Некоторые граждане также считают, что автомобиль делает их невидимыми. Иначе я не могу объяснить того, отчего люди с таким наслаждением ковыряются в носах и ушах, сидя в своих авто.

Скрытая агрессия становится открытой, как только человек берется за руль и включает зажигание. Это еще один парадокс движения на дорогах. Вероятно, ощущение обладания столь ценной собственностью, дарит людям иллюзию превосходства над другими, право диктовать свою волю и высказывать свое недовольство окружающим миром.

При этом не будем отказывать русским автомобилистам в способности к критическому анализу. Такой автовладелец прекрасно ориентируется в марках и рыночной стоимости автомобилей, которые встречает на дорогах, и строит свое поведение, основываясь на этих оценках.

37-6310649

Этот же автомобилист, будучи недоволен поведением на дороге человека за рулем «ВАЗ-2107», скорее всего, не станет стеснять себя рамками приличий. Он может даже высунуться из окна своего россинанта и орать, чтобы вернее донести до оппонента свое мнение.

Граждане в дорогих автомобилях, в основной массе, более уравновешены. Им не надо ничего доказывать, в этом мире за них говорит шильда на радиаторе. Однако и среди владельцев дорогих машин частенько попадаются психи, искалеченные стрессом или неврозами. Их всегда хорошо видно на дороге, по стилю вождения. Это люди, перепрыгивающие из ряда в ряд, именуемые «шахматистами» или даже «гроссмейстерами». Громадное самомнение, помноженное на ощущение собственной неуязвимости, обычно кончается разбитыми в хлам автомобилями и трупами в полиэтиленовых мешках по обочинам.

Автомобили в России получают прозвища. Русские проявляют недюжинную фантазию в этом деле.

47-2206290

В ход идут игра слов, детали дизайна и названия моделей.

Американцы гораздо менее креативны в этом отношении. Стремящиеся говорить как можно быстрее, они просто сокращают названия марки. Шевроле становится «Шеви», Кадиллак — «Кадди» и на этом все утешаются. Вероятно, утилитарное отношение к автомобилю не дает их фантазии развернуться. Не хватает любви. Для нации, которая за сто лет превратила автомобиль из фетиша в самую обыденную вещь, трудно найти достаточно желания, чтобы давать ему прозвище. Все равно, что придумывать имя кофемолке.

Изобретение под названием «Видеорегистратор» поразило американцев в самое сердце. После того, как интернет наполнился видео метеорита, взорвавшегося над Челябинском, американцы засыпали меня вопросами — откуда столько видео?

55-9330225

Тут мне пришлось вводить американцев в курс дела относительно коррупции на дорогах, и эта тема обычно превращалась в длинный и грустный рассказ, полный драматических деталей.

Дорожная полиция в России и Беларуси — наследники соловьев-разбойников из русских народных.

66-7088110

Как и все люди, наделенные хотя бы крохотной властью, они обожают применять ее направо и налево. В результате водители чувствуют себя добычей, полицейские — охотниками. Все вовлекаются в эту игру, и на дорогах воцаряется паранойя.

Всем известно, что от нашей полиции можно откупиться, были бы деньги. Дави пешеходов, садись за руль мертвецки пьяным — лишь бы деньги были.

Анекдотическими историями о коррумпированности полиции полны новости. Если на дороге вам на беду попался состоятельный негодяй, видеорегистратор будет вашим единственным другом. Могу лишь вообразить, сколько заработали производители регистраторов на подобном положении дел.

76-9668265

Взятки при этом исключаются полностью — весь процесс снимается на видео, а за попытку подкупа можно отправиться на скамью. Если вы не слишком провинились, то можете попробовать уговорить полисмена ограничиться предупреждением — но лишь до того, как он начал оформлять вам штраф. Если эта черта пройдена, то вы опоздали. В американской полиции такая же система учета бланков строгой отчетности, как и у российской, и штрафные квитанции нельзя раздавать, как конфеты на детском празднике.

Дорожная полиция сидит в своих автомобилях, готовая сорваться с места и преследовать нарушителя. Выскакивать из кустов с жезлом запрещено, поэтому полицейский сперва нагоняет нарушителя, потом пристраивается ему в хвост, а потом включает синие и оранжевые огни, которые означают — немедленно остановитесь.

Для того, чтобы вас остановить, американскому полисмену требуется иметь серьезное основание. С этим основанием он пойдет в суд, чтобы доказать судье, что он остановил вас не просто по собственному капризу, а за дело. Увидел, что автомобиль виляет или скорость превысил, или не соблюдал дистанцию.

85-9934118

Увы, но судья, как и все судьи на свете, гораздо меньше станет сомневаться в показаниях полисмена, чем в ваших. Зато в случае, если полицейский по какой-то причине не появится на заседании, вы выигрываете процесс автоматически.

Вообще, справедливый суд очень расслабляет нарушителей, судя по их количеству в Америке, однако в случае, если вы проиграете, последствия могут быть самыми неприятными в зависимости от того, что вы натворили на дороге. Американские штрафы печально известны своими размерами. Так граждан стимулируют к соблюдению ПДД. Штрафы применяются по прогрессивной шкале, и быть рецидивистом очень больно для кошелька.

94-5249893

В потом начинаются уже совсем неприятные вещи вроде общественных работ (потрудитесь на уборке территории), лишения прав или тюремного срока.

За неуплату тоже лишают прав, но можно попросить судью о рассрочке. Заплатить все равно придется, но зато хоть в течение года. Да, и стоимость вашего обязательного страхования сразу вырастет минимум на треть, потому что с точки зрения страховой компании вы уже — опасный смутьян, и от вас стоит ждать лишь дальнейших неприятностей.

Агрессивность американских водителей во многом зависит от места жительства. Чем крупнее город, тем суровей автомобилисты. Тем не менее, никогда американцы не были столь зверски агрессивными, как россияне.

102-2236120

Эпические битвы на российских дорогах с применением бейсбольных бит и травматических пистолетов, привычные нам, в Америке получали бы национальное освещение в прессе. И вообще, на дорогах в Америке нервничают гораздо меньше — дорожное движение организовано куда лучше, и это сказывается на общей атмосфере. Слишком многое одновременно падает на плечи нашего автовладельца, которому трудно преодолеть диссонанс между тем, что будучи полновластным повелителем самоходной коляски, он вынужден двигаться по таким вот дорогам и делить их с вот этими существами. Американский водитель преодолел подобные комплексы несколько десятков лет назад и успокоился по поводу своего места на здешних хайвеях, по которым движутся 253 миллиона автомобилей. Стоит ли усилий желание быть главной молекулой в стакане воды? Владельцы тонированных «Лада-Приора», впрочем, имеют особое мнение.