Известно кто — канал Fox. Хотя обычно такие вещи сообщают в конце. Но мы не станем тянуть резину — мы же не Fox.  

К 75-летию самой мощной франшизы мировой поп-культуры новость о полном ее перезапуске стала финальным залпом фейерверка в длинной череде акций и спецпроектов, учрежденных по случаю юбилея. Релоад должен был случиться с выходом сериала «Готэм», исполнительным продюсером которого стал Бруно Хеллер — человек, сделавший имя на проекте «Менталист».

Светясь от счастья (а вы бы не радовались, если бы встали у руля столь амбициозного предприятия?), Хеллер позволил себе ряд смелых высказываний, от которых у армии фанатов Темного рыцаря случился экстаз: «Новый сериал по мотивам комикса не дополняет и не расширяет культовую сагу о борьбе Бэтмена со злом и беззаконием в Готэме. Мы планируем полный перезапуск и сможем рассказать всю историю с самого начала, устранив те пробелы в биографии Брюса Уэйна и других персонажей, которых не удалось избежать сценаристам полнометражных картин».

Это правда.

Знаменитых героев, таких как Джокер, Человек-пингвин или Загадочник, в большинстве экранизаций выводили на экран в их привычном полоумном состоянии, не считая нужным объяснять зрителю, что же довело их до такой жизни. Но именно это всегда было безумно интересно. И это то, что заведомо привлекало в «Готэме», ведь пространство для фантазии открылось почти безграничное. К тому же изначально было заявлено шесть или семь сезонов, и сюжетно последний из них должен предварять историю, которую рассказал в своей трилогии Кристофер Нолан.

Сами сюжетные маркеры, надо признать, были расставлены достаточно умело. Сериал начинается со сцены убийства четы Уэйн на глазах у юного Брюса — это важнейший эпизод во всех трактовках, вплоть до откровенно трэшевых анимационных. Убитый горем мальчик живет одним лишь желанием найти и наказать тех, кто виновен в смерти родителей. Тем временем главный акцент смещен на того, кто формально является наставником Брюса, — на доброго и честного капитана полиции Джеймса Гордона, едва ли не единственного борца за справедливость во всем городе.

Что между этим? Фактически 20 лет жизни. Экранная эволюция Уэйна-младшего; появление и взросление персонажей-ровесников: Ядовитого Плюща, Женщины-кошки; история психиатрической клиники «Аркхем», постепенное превращение обычных с виду людей в чокнутых фриков и суперзлодеев. И конечно же, деградация Готэма, которая со временем превратит его в некий аналог сверху донизу коррумпированной страны третьего мира, но с крупными планами нью-йоркских небоскребов и гетто-кварталов Детройта или Чикаго. Словом, к концу 7 сезона должен органично сложиться пазл той особой атмосферы тьмы, мрака, безнадежности и декаданса, в которой Человек – летучая мышь наконец начнет тайно вершить правосудие.

Кроме того, фабула, построенная вокруг событий, которыми наполнены будни идеального полицейского Гордона, позволяет подвешивать в воздухе сюжет, уводить действие в разные стороны, расширять общую канву повествования, вводить разовые детективные истории в духе сериала «Элементарно». В момент запуска этот ход стал идеальной страховкой от провала и возможного попадания всей съемочной группы в тупик.

Пилот сериала вызвал положительную реакцию критиков. В New York Daily News его назвали «кинематографичным», а это высшая степень похвалы для любого сериала. Остальные издания отметили удачный кастинг, интересные решения в визуализации самого Готэма и динамично развивающийся сюжет. Metacritic дал сериалу 71 балл из 100 возможных, после чего продюсеры, скорее всего, открыли шампанское.

Первую серию посмотрело более 14 млн человек во всем мире. И это очень высокий показатель даже для такой раскрученной франшизы, как «Бэтмен». Тем более с учетом того, что самого Бэтмена в ней нет и, скорее всего, не будет. Но уже вторая заинтересовала чуть менее 12 млн, третья — 10,8 млн, а еще спустя несколько эпизодов сериал опустился до критического минимума в 9,5 млн, растеряв за месяц с небольшим около трети своей аудитории.

Но продюсеры решили поднять ставки, пытаясь вырулить и вывести проект из затяжного пике за счет значительных дополнительных вливаний в глобальное промо и некоторых перестановок в рабочей группе. Действительно, им стоило что-то делать, причем немедленно. В той самой серии с худшими показателями напарник Джеймса Гордона сводит личные счеты со старым знакомым, маньяком-оккультистом, которому в русском переводе дали максимально идиотское прозвище — Козел Отпущения. Глядя на это, задаешься одним вопросом: WTF? Это все еще «Бэтмен»?

Убери отсюда пару минут экранного времени с юным Брюсом, втыкающим в вырезки из газет, — и все обвалится. Останется глупый трэш для ночного эфира локальных кабельных каналов.

Справедливости ради стоит сказать, что в 7, 8 и 9 сериях сценаристы вдруг пришли в себя и начали спасать ситуацию, наспех связав в морской узел две основные сюжетные линии, до этого развивавшиеся крайне вяло. И сложилось впечатление, будто дело идет к концу сезона — но это была лишь попытка сделать искусственное дыхание и вернуть проекту пульс. Помогло, но ненадолго.

«Готэм» внезапно для самого себя оказался в непосредственной близости к тем нескольким карикатурным сериалам о Бэтмене, которые в последние 20 лет снимали для узкой аудитории поклонников киберпанка, оригинальных комиксов Фрэнка Миллера и просто извращенцев. И которым «Готэм» изначально ставился в противовес: мол, уж мы-то такого бардака точно не допустим.

На деле же вышло так, что даже «Хищные пташки» Лаэты Калогридис имеют больше шансов остаться в истории, чем новый грандиозный проект. Там хоть было над чем посмеяться: подружка Джокера, Бэтмен на пенсии и финальная разборка под крайне уместную в данном случае «Я сошла с ума» группы t.A.T.u.

«Готэм», как и положено качественному и редкому на сегодня би-муви без крови и резни, предельно серьезен. Актеры демонстрируют высший пилотаж, отыгрывая такой бред безо всякого намека на самоиронию.

Дворецкий Альфред (британский актер Шон Пертви) издевательски именует 13-летнего сосунка «мастер Брюс», делая сильный акцент на первом слове. «Мастер» в совместных сценах с Шоном (владельцем собственной киностудии независимого кино, основанной совместно с Джудом Лоу и Юэном Макгрегором) все свои душевные терзания изображает одним простым приемом: он просто щурит глаза. Пертви снисходительно смотрит на мальца, считая в уме минуты до конца съемочного дня.

Когда смотришь на Джаду Пинкетт-Смит в роли нового для вселенной «Бэтмена» персонажа — соблазнительного босса мафии Фиш Муни, — сам собой напрашивается вывод, что талантливые поющие-танцующие детишки четы Смит пошли целиком в папу Уилла. Воплощенный ею образ — сварливая big mama в слоу-мо-режиме, и ее попытки изобразить коварную бестию режиссер пресек почти сразу.

Еще не Женщина, а значит Девочка-кошка производит впечатление портовой шлюхи в лохмотьях, которая абсолютно со всеми ведет себя нагло, глупо и хамовато, — ни тебе канонического шарма, ни дерзкой притягательности. Симптоматично, что маленький гик, который в будущем должен стать Бэтменом, влюбляется в нее с первого взгляда. Большую часть экранного времени он с упорством шизофреника устраивает испытания своему телу, ныряя под воду, поджигая руки и объявляя голодовку (подобное поведение — как бы намек на то, что подрастает будущий супергерой).

Да, но, помимо этого, Брюс Уэйн обладал еще и хорошим вкусом, был аскетом и тонким психологом, ценящим в женщинах их внутренние качества, и избегал мира роскоши и гламура, который так манит людей его статуса.

Что и говорить, откровенных противоречий в сериале, равно как и вопросов к нему, набралось уже огромное множество. Огрехи в актерской игре, сюжетных линиях и спецэффектах (с этим совсем беда) можно было бы легко объяснить тем, что сериал рассчитан на определенную целевую аудиторию: если это шоу для детей и подростков (как, например, «Тайны Смолвиля»), то и говорить не о чем. Все злодеи на месте, Брюса обижают в школе — он дает сдачи, персонажи вслух проговаривают свои мысли и планы. Все как положено. Но стонущая от скуки жена капитана Гордона курит травку, балуется вином и крутит лесбийский роман с офицером полиции Монтойей. Члены мафиозных группировок нещадно мочат друг друга, Фиш Муни спит с русским гопником Николаем, напарник Джеймса приводит к ним домой пьяную проститутку, а сам главный герой в любой непонятной ситуации берется за стаканчик виски.

Значит, Хеллер и компания планировали сделать семейное зрелище, которое было бы одинаково интересно и тем, кому еще нет 16, и тем, кто старше. Но тогда и тех, и других принимают за круглых дураков. Избалованный современный зритель не станет смотреть подобную «Санта-Барбару».

В «Готэме» же все стоит на месте. Создается иллюзия движения, но его на самом деле нет. Из серии в серию появляются преступники с одним и тем же мотивом: восстановить справедливость насильственным путем. Они против зла, но сами творят зло, и это как бы очень глубоко и круто, но рассчитано на пару раз, не более того.

Тем временем Пингвин не спешит поправляться, и ему до сих пор не выкололи глаз. Оригинально введенный в сюжет Эдвард Нигма, занимающий должность судмедэксперта полиции, уже в первой серии невзначай задает коллегам вопросы, и ты думаешь: вау! это Загадочник! Эдвард Нигма — Энигма, загадка. Круто-круто!

Но потом он снова появляется и снова задает вопросы, а потом еще и еще — и так много раз. В конце концов детектив Харви Баллок просто срывается: «Достал ты со своими загадками!»

Не спешит меняться и сам капитан Гордон. В исполнении бесподобного Гэри Олдмэна он был сильным, волевым человеком, который четко понимал границы своих возможностей и масштабы окружающего его дерьма. За годы работы в полиции он приобрел здоровый скептицизм и фирменный надлом в голосе. Как точно подметил Бэтмен в конце трилогии Нолана (по такому случаю он даже отложил на несколько секунд атомный взрыв), «героизм — это накинуть на плечи плачущего ребенка пиджак и сказать, что все будет хорошо». А вовсе не раскурочить полгорода. Вот именно таким героем и был Гордон — протагонистом от ушей до пят, лишенным всякого мачизма и крутизны.

В свою очередь, неумный детина, сыгранный Беном Маккензи, сводит брови, качает головой, озадаченно молчит, но потом все равно делает по-своему, в одиночку бросая вызов всем кланам мафии одновременно, коллегам и даже мэру, подставляя при этом под удар жену и напарника.

С ним поочередно беседуют все три ключевых босса мафии, с ним беседует начальство, дворецкий Альфред, с ним постоянно беседует доведенная до белого каления Барбара, его предупреждает даже Пингвин, но Гордон недовольно качает головой и дальше лезет на рожон. При таких обстоятельствах оставить его в живых до полной зрелости Брюса Уэйна — задача для сценаристов почти неразрешимая.

Не исключено, что да. Устраивало. До недавних пор. Если абстрагироваться от фанатских сантиментов и подняться на уровень бизнес-стратегии, то можно просчитать тактику боссов DC, а точнее компании Warner Bros. Entertainment, поглотившей крупнейшую мастерскую комиксов еще в далеком 1969 году.

Все прекрасно понимают, что после того запредельного успеха, к которому привел франшизу Кристофер Нолан, без участия британского режиссера и его команды держать планку качества на том же уровне и уж тем более поднять ее совершенно невозможно. И все понимают, что давно анонсированный «Бэтмен против Супермена» Зака Снайдера — это масштабный развлекательный аттракцион, который поклонники «Темного рыцаря» разнесут в щепки. Но подставлять Снайдера (который к тому же еще и дружит с Ноланом), Бена Аффлека и где-то самих себя как-то неловко, даже если на горизонте маячат девятизначные суммы кассовых сборов.

Например, какой-нибдь проект о Бэтмене, который априори не мог бы тягаться с детищем Нолана (ну куда сериалу против полного метра?) и выполнял бы сразу две важных функции: держал в тонусе саму франшизу и постепенно уводил ее на тот уровень, в сравнении с которым картина Снайдера показалась бы настоящим шедевром и спасением.

Что ж, это не лишено здравого смысла. И вплоть до последней серии все шло почти по плану, но, кажется, Fox немного перестарался. Столь изощренный эксперимент вышел из-под контроля. Все еще хорошо помнят, в какое беспросветное забвение отправил Бэтмена в конце 90-х Джоэл Шумахер. Что делать непозволительно. Бэтмен нужен людям всегда. Ведь он единственный супергерой, который борется с вполне реальными проблемами: коррупцией, ложью и беззаконием. Он в одиночку делает работу продажной полиции, жертвует людям деньги из своего бездонного кармана и никогда не бросает слабых в беде. Такого парня стоило выдумать, такого парня есть за что любить. Бэтмена в президенты Галактики!