Даже культовым книгам трудно сегодня конкурировать со своими экранными копиями ввиду того, что кино — самый пассивный вид искусства. У Стэнли Кубрика в «Заводном апельсине» (по книге Энтони Берджесса) есть сцена, когда главного героя воспитывают с помощью фильма, смотреть который принуждают, насильственно открыв ему глаза. Это мощнейшая метафора кино — достаточно открыть глаз, и ты его уже воспринимаешь. Зрителю совсем не нужно прикладывать особые усилия для того, чтобы, как выражаются немецкие философы, полностью исполнить произведение искусства, то есть постигнуть его во всей его полноте. Фильмы просто проглатываются зрителем за полтора часа, в то время как на книгу нужно потратить несколько дней.

b-0-8342656

В начале сентября запланирован DVD и Blu-Ray релиз последнего фильма Мишеля Гондри «Пена дней» по одноименной культовой книге Бориса Виана. Поклонники Виана успели посмотреть картину еще в начале июля, а неофиты с интересом дочитывают «оригинальный сценарий», что соответствует логике рынка — желанию копнуть глубже и прикоснуться к первоисточнику после шумной экранизации. Эта вполне обыденная схема знает множество примеров. Помню, как после премьеры «Парфюмера» плевались все, кто еще десять лет назад с пеной у рта делились впечатлениями от прочтения Патрика Зюскинда. Тут мы сталкиваемся с иерархией крутизны, когда «народная любовь» понижает в статусе объекты культуры (если под культурой иметь в виду некую территорию, на которой ведется борьба кодов и символов за наш статус в оценивающих глазах окружающих), которые раньше могли претендовать на звание лучших образчиков просвещения. Но существует и ряд удачных экранизаций, когда книга и ее экранная версия сливаются воедино, дополняя друг друга. Когда смотришь и думаешь: «Вот так я себе это и представлял, один в один».

b-12-3098352

Дэвид Кроненберг — парень что надо. По крайней мере, читать он любит, а главное — умеет. Для нас этого вполне достаточно. В его послужном списке и экранизированный «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, и «Космополис» по книге постмодерниста Дона Делилло, и «Мертвая зона» по одноименному роману Стивена Кинга, и «Муха» по рассказу французского писателя Жоржа Ланжелана,и даже «Оправданная жестокость» по мотивам комикса Джона Вагнера. В 1996 году он добрался до моего любимого писателя Джеймса Балларда и блестяще поставил «Автокатастрофу» — чудесный фильм, где все трахаются со всеми. Если вы смотрели фильм, но не читали книгу, то нам с вами не о чем разговаривать. Если вы и фильма не смотрели, то даже не знаю, зачем вы еще существуете.

b-2-7868791

Чешский еврей, писавший на немецком языке, вытащил на свет шестиметровую кишку своих фобий и прочистил мозги последующих поколений не хуже клизмы. Йозеф К., протагонист «Процесса» (самого известного и завершенного произведения Франца Кафки), попадает в бюрократическую воронку судебного процесса, вычурного в своем абсурдном делириуме. По-фрейдистски богатый стиль Кафки идеален для кинематографа, давая возможность режиссеру разгуляться. Первую попытку перевести слова в образы осуществил Орсон Уэллс в 1962 году, сняв черно-белую фантазию на тему произведения, и собрал ворох положительных отзывов от кинокритиков. Вторую попытку сделал таинственный Дэвид Джонс в 1993 году, но его версия «Процесса» была прохладно встречена публикой, несмотря на внимательность к деталям книги. В главной роли снялся Кайл Маклахлен, он же и нашел деньги на съемки в исторических декорациях Праги.

b-3-5005630

Чего только не писал Джон Макдональд — и бульварные триллеры, и сай-фай, и детективные истории — все, что хорошо продавалось за небольшие деньги. В 1957 году он нацарапал роман «Палачи», который моментально обрел культовый статус. В книге речь идет о семействе Боуденов, терроризируемой призраком прошлого — опасным и изобретательным насильником-рецидивистом Максом Кейди. Роман и сегодня читается свежо. Первая экранизация не заставила себя долго ждать, и уже в 1962 году в свет вышел фильм Джей Ли Томпсона, который носил название «Мыс страха». Но лишь ремейк Мартина Скорсезе 1991 года отправил в нокаут поклонников сапенса. Надо сказать, что расчетливая сволочь Макс Кейди — это, без преувеличения, лучшая роль Роберта Де Ниро у Скорсезе.

b-4-2040767

Патрик Бэйтмен — типичный манхэттенский яппи, садист, психопат и маниакальный убийца, помешанный на чистоте, кокаине и искусстве брендов. Читаешь американца Эллиса, а перед глазами типичный менеджер-москвич машет топором после работы, упаковывая в мусорные пакеты останки проституток из эскорта, конкурентов по бизнесу, бомжей («генетический мусор»), гомосексуалистов и животных. Терапия по-русски. Хорошая книга и приятный фильм, который не стыдно посмотреть вечером со всей семьей и попкорном, вернее, семечками.

b-5-1995736

Ричард Бахман, скончавшийся от рака псевдонима — вымышленный автор, творческое альтер-эго Стивена Кинга, пытавшегося преодолеть стереотип «писателя ужастиков для тинейджеров». Его «Бегущий человек» — одна из самых лучших антиутопий ХХ века, наряду с «Премией за риск» Роберта Шекли, «451 градусом по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «1984» Джорджа Оруэлла. Если вы сейчас вспомнили одноименный фильм с Арнольдом Шварценеггером, то забудьте. В книге нет места хэппи-энду, тем она и хороша. В сто раз лучше экранизации.

b-6-2366017

Господин Голдинг (не путать с Гослингом, который Райан) написал поистине великую книгу уровня Корана и оказался ближе к истине, чем мормоны — злой и жестокий Вельзевул, оказывается, не где-то там под землей, он прячется в каждом из нас, даже в героях книги — детях из благополучных семей, оказавшихся на безлюдном острове в результате авиакатастрофы. Книга понравится всем, кто хоть раз отдыхал летом в детском лагере. Известны три экранизации — английская, американская и филиппинская. Классикой же является фильм Питера Брука 1963 года.

b-7-6702113

Если в книге Кен Кизи предвосхищает сумасшедший успех «теории сумасшествия» Мишеля Фуко, то экранизация смещает акценты, выбивая скупую зрительскую слезу, застилая мысли эмоциями. В книге «История безумия в классическую эпоху» Фуко высказал предположение, что сумасшедший человек на самом деле не безумен, он просто не такой, как остальные. Он не болен, скорее неограничен в своих стремлениях к самовыражению. А вместо того, чтобы позволить человеку сумасбродничать и бунтовать, его дурманят лекарствами и прячут подальше от «нормального общества» в новые тюрьмы — психиатрические лечебницы. Апофеозом данной мысли стала наивная экранизация Форманом хипповской книги Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Я плакал, читая книгу, и хохотал, как ненормальный, когда смотрел фильм. Нормальный такое смотреть не станет.

b-8-1588216

Если вам не повезло, и вы посмотрели экранизацию Дэнни Бойла, то я вам искренне сочувствую. Тут поможет только полное форматирование жесткого диска. Я пытался вымыть глаза с хлоркой, и это не помогло. Книга же чудесна — современный аналог «Робинзона Крузо»  для поколения Nintendo и марихуаны. Ею можно наслаждаться бесконечно долго, находясь в городе под кондиционером, воображая как тропический рай раскалывается на части под гнетом жаркого солнца и быта.

b-9-8084598

Пожалуй, про «Психо» знают все. Даже те, кто смотрят фильмы от раза к разу, «как Бог пошлет», сладко похрапывая на диване. А знаменитая сцена в душе расползлась на множество киноцитат. В 1959 году Альфред Хичкок выкупил права на экранизацию романа Роберта Блоха за $9000, а затем скупил все копии книг, что были в продаже, и очистил склад издательства, чтобы никто заранее не смог узнать, чем же все закончится. «Психо», бесспорно, можно назвать главным фильмом в карьере Хичкока, и ключевой книгой для Блоха. Единственное отличие экранизации от книги в том, что в романе Норман Бейтс — это низкорослый, толстый мужчина в возрасте, а в фильме Хичкока — высокий, симпатичный и молодой.

b-10-3930729

Хантер Томпсон — что-то типа Христа для семнадцатилетних зайчиков, именно поэтому он не на шутку пугает и отвращает. Тем не менее, «гонзо» написал хорошую книгу про американскую мечту, почти сказку — добрую, поучительную и смешную. Не зря Терри Гиллиам, невидимый член банды «Монти Пайтон» и любитель пошутить, всеми частями тела взялся за экранизацию, получив одобрение самого старца. Фильм, пожалуй, не видели только слепые, но если они полистают книгу, то прозреют. Инфа 100%.

b-11-4169992

Как не вспомнить Михаила Булгакова, любимого писателя тех, кто с чтением не дружит по праву рождения? А вспомнить есть за что. В «Собачьем сердце» он блестяще обосновал происхождение рабочего класса. Его провидческая мысль может посоревноваться с эволюционистской теорией Чарльза Дарвина. По мнению Булгакова, пролетариат соткан демиургом из бродячих псов и трупов рецидивистов. Устами профессора Преображенского, сотворившего Шарикова из гипофиза трупа и собаки, Булгаков говорит, что пролетариат должен заниматься «чисткой сараев, своим прямым делом». Действительно, может ли быть иная работа для некрасивых, грубых, примитивных и опасных бродячих псов? Отличная книга, отличный фильм. «Шарик, ну что же ты лаешь на меня?»

b-0-8342656