Так уж случилось, что живем мы в информационном обществе, которое вывело понятие «человек» на совершенно иной уровень. Сейчас чеховское «человек – это то, во что он верит» уже не представляется столь точным. Более релевантным кажется тезис «ты – это потребляемая тобой информация». Именно вопрос выбора источников информации и способов ее фильтрации является одним из основополагающих в изучении информационного общества. Человек, вполне очевидно, ввиду ряда причин не может воспринять гигантские объемы контента, предлагаемые ему бесчисленным множеством современных медиа. Он вынужден ограничиться малым числом источников, причем обыватель, как правило, редко выбирает СМИ с полярным освещением ситуации. Чаще источники освещают событие схожим образом, давая опять-таки схожие оценки.

Согласно исследованию Института Гэллапа, 35 процентов россиян убеждены, что медиа страны несвободны. Но «свобода» — вещь весьма эфемерная, а ни один из существующих медиа-проектов не оставляет в стороне свои интересы, неминуемо влияющие на выпускаемый продукт.

У Виктора Пелевина есть роман «t». Не вдаваясь в описание всех хитросплетений и, уж тем более, в околобуддистский аспект полета авторской мысли, перескажу часть сюжета без спойлеров. Граф Т., почти полностью лишившись памяти, совершает путешествие в таинственное место — Оптину Пустынь. Попутно ему встречается некое богоподобное существо, которое, впрочем, далеко не Бог, а, скорее, верховный демон, «тот, кто имеет безграничную власть над всеми без исключения аспектами вашего [Графа Т.] существа». Впоследствии выясняется, что демонов несколько, каждый из них отвечает за часть существа Т., а высшие интересы их деятельности – вполне себе мирские. В ответ на это граф начинает анализировать себя и мир, определяя, что из увиденного и подуманного сотворил каждый из демонов.

Любой источник информации – это финансовые и иные
интересы владельцев и сотрудников СМИ.

В сущности, обволакивающее и проходящее сквозь нас своими частями медиапространство — это те же самые демоны, которым, по странному стечению обстоятельств, в руки попали рычаги управления сознаниями. Любой источник информации — это в первую очередь финансовые и иные интересы владельцев и сотрудников СМИ. Самое лучшее, что можно сделать в такой безрадостной и неисправимой ситуации — взять на вооружение прием пелевинского героя.

Речь, разумеется, не о топорных вбросах молодежных организаций в духе #педогамов, демоны тут сатирические, жирненькие и не самые могущественные (что, тем не менее, не мешает некоторым людям им безоговорочно верить). Искусство распознания демонов направлено на куда более серьезных и изощренных противников, традиционно формирующих как раз «оппозиционное», контркультурное общественное мнение. Причем высшее умение проявляется не в том, чтобы сказать «это дело рук демонов», а в том, чтобы сказать «этот текст на Эхе Москвы — продукт кропотливой работы Маммоны, демона алчности, Люцифера, демона гордыни, и Левиафана, демона зависти». Иначе говоря, владеющий методом человек должен заключить, что автор текста писал его, руководствуясь своими финансовыми интересами, советами своего раздутого эго и банальной завистью чьему-то авторитету.

Этот нехитрый, но действенный метод, пожалуй, лучше всех позволяет оценивать любую ситуацию. Более того, лишь этот метод (ну и медикаментозная кома) способен уберечь от влияния демонов и спасти от превращения сознания в медиапомойку, побочный продукт жизнедеятельности гадов с рычагами в руках.