Какой музыкант не хочет сыграть роль Гамлета? Кто об этом не мечтал в детстве? Мечтали многие, но не всем суждено. Неспроста ведь «работников ножа и топора» как в воронку затягивает мир кино — Генри Роллинза мы уже так потеряли: попробовал, подсел плотно и на музыку положил. А вот Том Уэйтс, этот Сергей Шнуров американского шансона, у одного только Джима Джармуша сыграл почти в каждом втором фильме, но музыку не бросил (очень жаль).

Многие хорошие музыканты — это плохие актеры, большие роли им не доверяют, поэтому в их случае камео — очень распространенная практика. И эпизодических ролей у музыкантов несметное количество: к примеру, Билли Рэй Сайрус в «Малхолланд драйв», Брайан Уилсон в «Моем личном штате Айдахо», Фрэнк Заппа в роли драг-дилера в одной из серий «Полиции Майами: отдел нравов», Джордж Харрисон в «Житие Брайана», Фил Коллинз в «Капитане Крюке», Гвен Стефани в «Авиаторе», Снуп Догг в «Непропеченном», Лемми из Motorhead в «Пустоголовых», Оззи Озборн в «Конфетах или смерти», Крис Корнелл в «Одиночках», Игги Поп в «Кофе и сигаретах», Тим Бут в «Бэтмене: Начало», Ник Кейв в «Небе над Берлином», продолжать можно бесконечно. Мы же остановимся на самых интересных и любимых.

Элис Купер, уполномоченный представитель старой школы хаер-метала, всегда напоминал мне не то старую девственницу, не то бездомного. И, видимо, не мне одному — режиссер Джон Карпентер даже позвал его в свой фильм «Принц тьмы» на роль потустороннего бомжа: Элис, как павиан, в гордом одиночестве бродит по улицам со страшной рожей да ищет, кто бы его покормил бесплатно и спать уложил.

Том Джонс, Лев Лещенко из Лас-Вегаса, автор и исполнитель назойливого шлягера «She’s A Lady», оу-оу-оу щиз а лэйди, на склоне лет исполнил сальто мортале и выторговал у Тима Бертона внушительную эпизодическую роль в его картине «Марс атакует!» — сай-фай, черный юмор, политическая сатира, марсианские захватчики и Том Джонс в роли героя-спасителя. Отличное сочетание. Ain’t It Unusual?

Мик Флитвуд, барабанщик и со-основатель приторной рок-группы Fleetwood Mac, впервые засветился в экранизации «Бегущего человека» Ричарда «Кинга» Бахмана с Арнольдом Шварценеггером в роли «мясника из Бэйкерсфилда». Он сыграл предводителя повстанцев — типичный бард, мечтатель и хиппарь, что и говорить. Зато фильм хорош, а книга — просто бесподобна.

Легендарный Бо Диддли, R&B гитарист, певец и пионер-первопроходец мейнстрим-версии кабачного блюза, исполнил эпизодическую роль владельца ломбарда в фильме Джона Лэндиса «Поменяться местами». Луис Уинторп III (Дэн Эйкройд) пытался продать ему часы «Ролекс» по цене, не уступающей себестоимости, но старик Бо не первый день в бизнесе — сказал, что часы краденые, возможно, подделка, и отпустил беднягу с копеечным пистолетом на прогулку по ночной столице штата Филадельфия. В фильме снялся еще один гуталин — Эдди Мерфи, и это, пожалуй, одна из лучших картин за всю его карьеру.

Главное чудо-юдо индустриального глэм-рока, вечно обмазанное каким-то дерьмом, на этот раз переоделось в Дженезиса Пи-Орриджа, чтобы изобразить Суперзвезду Кристину в байопике «Клубная мания». История о том, как клубные детки во главе с Майклом Элигом (Маколей Калкин) постигали грамоту жизни — была восьмой пробой пера в кино у старика Мэнсона. Его дебютное камео состоялось в «Шоссе» у Линча — там он участвовал в снафф-порно. Его убили через три секунды. Лаконично. И правильно. Так и надо.

Мэйнард Джеймс Кинан, микрофон Tool, A Perfect Circle и Puscifer, тоже не обошел стороной кино и сыграл во второй части «Адреналина». Тихо-мирно прогуливался под ручку с Дэнни Лоунером (Nine Inch Nails, Pusсifer) и собачкой, пока не повстречал на своем пути Джейсона Стэтхема, а тот возьми да попроси угостить его разрядом от электрического ошейника. Смешно и по-кафкиански. Кинана переплюнул разве что Вячеслав Бутусов, сыгравший самого себя в фильме Алексея Балабанова «Брат».

И эти прифанкованные отщепенцы никогда не упускали возможности посветить белыми зубами на камеру, как вместе, так и порознь — особенно Фли и Энтони Кидис. Первого можно увидеть в ряде культовых кинолент: «Большой Лебовски» братьев Коэнов, первой и второй части «Назад в будущее» Роберта Земекиса, «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» Терри Гиллиама, «Моем личном штате Айдахо» Гаса Ван Сента. У Кидиса не такой впечатляющий послужной список, но в фильме Кэтрин Бигелоу «На гребне волны» он сыграл серфера-подонка и знатно получил по бейцалам. Вдвоем же их можно лицезреть в комедии «Погоня» с Чарли Шином.

Очень молодого Криса Айзека, разбивателя американских сердец, можно увидеть в японском сай-фай фильме 1978 года «Сообщение из космоса». Что он там делал и как попал в этот фильм, неясно и по сей день: по одной из версий, Айзек отдыхал в Японии и узкоглазые под дулом автомата привели его на съемочную площадку. Тем не менее, самым известным камео Криса является роль конвоира в фильме «Молчание ягнят», но самый жир — это роль специального агента ФБР Честера Дезмонда в полнометражном приквеле «Твин Пикса».

Лично мне не нравится этот перец, и его проекты (The White Stripes, The Raconteurs, The Dead Weather и пр.) мне тоже не нравятся. Тем не менее, другим он симпатичен, а кто я такой, чтобы осуждать чужое безвкусие? Вошь дрожащая, но право имею — на его счету много камео, но почти везде он играет сам себя, а это ужаснее, чем полное собрание «ликов смерти». Зато в истории «взлетов и падений» музыканта Дьюи Кокса, чьи песни изменили Америку, он симпатично пародирует Элвиса.  Еще в топ отстойных камео можно добавить чудака из Skinny Puppy в «Поколение DOOM» — достойный соперник Джека Уайта.

Помните таких засранцев? Нет? А когда-то «отпрыски» были популярны, у каждого второго школьника была кассета «американы» (у меня не было), поэтому неудивительно, что их всем составом пригласили сняться в молодежной черной комедии «Рука-убийца». Играют они, значит, как ни в чем не бывало, на школьных танцах, всем крышу сносит, молодежь угорает по игрушечному поп-панку, всем весело, а тут — бац, и злая ручища сняла скальп вокалисту Декстеру Холланду. Настоящий бы панк снял скальп в ответ, но тут как раз и вскрылась вся правда — эти ребята оказались по части суши и смузи. Из этой же серии: обезьянки из калифорнийского бойз-бэнда Blink 182 в том же году дебютировали в скам-хорроре «Американский пирог». Это там, где чувак в пирог свой прибор засовывал. Арт-хаус, одним словом.

Фронтмен Foo Fighters и барабанщик Nirvana стильно приоделся в сюртук дьявола и снялся в единственном фильме Лайама Линча «Медиатор судьбы». По сюжету, Джек Блэк и Кайл Гэсс ищут «священный грааль» рок-музыки — заколдованный медиатор, обладание которым способно вознести любого лоха до уровня AC/DC и Van Halen. И под конец своих метаний они как раз и встречают самого Сатану, т.е. Дэйва Грола, прикарманившего медиатор Курта Кобейна, с которым надсадно джемуют. Хороший фильм для тех, кому больно думать.