tumblr_mlf529oqlo1rxiluvo1_1280-5153616

Мораль сводится ко всеобщему благу. Этическая ценность – факт, касающийся хорошего самочувствия субъектов, наделённых сознанием. Я никогда не встречал ни одного понятия, ни одной интерпретации человеческой морали или ценностей, которое бы рано или поздно не затрагивало сознательные ощущения человека и их возможные изменения.

Относительно условий, при которых человек на Земле хорошо себя чувствует — мы точно знаем, что есть правильные и неправильные ответы на вопрос о том, как следует изменять мир вокруг нас. Хорошо будет, если заразить воду холерой? По-видимому, нет. Хорошо будет, если все начнут верить в дурной глаз, а потому, каждый раз, как стряслась беда, начнут винить соседей? По-видимому, нет. Существует ряд фактических истин о том, что приносит человеческому сообществу благоденствие, и их необходимо познать независимо от того, понимаем мы их или нет. Мораль связана именно с этими истинами.

mor-1-1257854

Значит, разговор о моральных ценностях — это разговор о фактах. Конечно, есть много уровней понимания нашего сегодняшнего мира: от уровня генома человека до уровня экономических систем и политического устройства. Но когда обсуждается хорошее самочувствие человека, душевное или физическое, речь неизбежно заходит о его мозге, поскольку наше восприятие мира и своего места в нём реализуется именно в мозгу.

Если вопросы касаются хорошего самочувствия человека, то ответы на них существуют независимо от того, знаем мы их уже или нет (пример с холерой). Просто признав, что есть правильные и неправильные ответы на вопрос, как достигается благоденствие человека, мы сможем поменять характер обсуждений морали.

Например, законодательство 21 штата США разрешает телесное наказание школьников: позволяет учителю бить ученика деревянной дощечкой, причем бить сильно, вызывая большие синяки и ушибы, вплоть до разрыва поверхности кожи. И сотни тысяч детей ежегодно подвергаются этому наказанию.

Аргументация для такого поведения учителя — чисто религиозная. Создатель вселенной сказал: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына». Это из Библии, Книга Притчей. Но тогда возникает вполне очевидный вопрос: а насколько, вообще говоря, правильно причинять детям боль, подвергать их насилию и унижению на глазах у других в качестве инструмента стимулирования здорового эмоционального развития и хорошего поведения? Есть ли хоть какое-то сомнение, что ответ на этот вопрос имеется и он негативный?

mor-2-8862065

Конечно, религиозные демагоги считают, что правильные ответы на вопросы морали — именно у них, потому что им было дано услышать голос из горящего куста, а не потому, что они дошли до ответа через глубокий анализ обстоятельств и причин благого самочувствия человека и животного. Важно то, что большинство людей до сих пор рассматривают вопросы морали сквозь призму религии. Это привело к обособлению большей части диспутов о морали от обсуждения реальных вопросов страдания человека и животных. Вот почему мы тратим столько времени, обсуждая браки между геями, скажем, а не геноцид, распространение ядерного оружия, бедность и прочие проблемы исключительной важности. Но в одном демагоги правы — необходимо достичь всеобъемлющего понимания человеческих ценностей.

Что же этому мешает? При обсуждении вопросов морали, особенно в светских, академических, научных кругах, для нас характерна особая позиция. Мы дорожим различием мнений по вопросам морали так, как ни в какой другой области жизни. У Далай-ламы, например, каждое утро начинается с медитации о сострадании. Он убеждён, что помощь другим является неотъемлемой составляющей счастья человека. С другой стороны, есть такие типы, как Тед Банди. Тед Банди любил похищать, насиловать, подвергать пыткам и убивать молодых девушек.

mor-3-6543652

Подобный релятивизм совершенно неприменим к науке. Что будет, если я выступлю на конференции по физике и скажу: «Теория струн — халтура. Она не находит отзвука в моей душе. Рассматривать микромир в таком ракурсе я не желаю. Это не в моем вкусе»? От этого заявления просто ничего не изменится, потому что я не физик и я не понимаю теорию струн. Для теории струн я – Тед Банди. Выходит, какую-то часть мнений мы просто исключаем, как только разговор заходит о фактах. Как получилось, что мы убедили себя, что в области морали нет таких вещей, как компетенция? Как получилось, что мы убедили себя в необходимости учитывать любое мнение? Разве у Талибана есть своя точка зрения на физику, с которой нужно считаться? Конечно, нет. Как же получается, что их невежество не бросается в глаза, когда речь заходит о благом самочувствии человека?

Как только мы признаём, что человечество находится на пути к пониманию разума на детальном уровне описания мозга, то мы тут же должны признать, что скоро сможем понять все положительные и отрицательные качества гораздо более детально. Значит, мы на пути к пониманию позитивных социальных эмоций, таких, как сочувствие и сострадание. И мы сможем открыть способствующие им факторы — относятся ли они к генетике, к человеческому общению или к экономическим системам. По мере того, как мы будем проливать свет фактов на эту область, неизбежно сойдутся и наши точки зрения.

mor-4-6342356

Значит, далеко не всё можно будет легко оправдать. Уже нельзя будет настаивать на том, что покрыть лицо дочери паранджой с самого рождения столь же хорошо, как привить ей уверенность в себе и дать хорошее образование. Думаю, что и без правительственных субсидий можно прийти к выводу, что принуждать женщину покрывать лицо – плохо, даже если это оправдывается родительской любовью. Нельзя любить, оставаясь в рамках откровенно бредовой системы верований и сказать себе: «Я знал, что мой сын – гомосексуалист, и что он закончит в аду, если найдёт себе партнёра. А потому я отрубил ему голову. Это был акт величайшего сострадания, на которое я способен». Если вам удаётся всё это складно выстроить в голове, вы, возможно, ощущаете, чувство любви. Но тогда благое самочувствие и мораль необходимо рассматривать в более широких рамках, включающих нас всех. А не так, что кто-то один почувствовал блаженство и подорвал себя вместе с автобусом.

Мы должны признать, что на вопросы о человеческом благоденствии имеются ответы верные и ответы неверные, и что мораль относится к области фактов. Отдельные личности и даже целые культуры могут основываться на неверных вещах. Иными словами, может оказаться, что их убеждения и пожелания неизбежно приводят к ненужным людским страданиям. Простое признание этого перенаправит наши рассуждения о морали. Мы живём в мире, где границы между странами несут всё меньше и меньше смысла, и когда-то они вообще потеряют значение. Мы просто обязаны прийти к единому мнению относительно ответов на важнейшие вопросы человеческой жизни, и помочь нам в этом может только наука.