129-3467861

По сюжету, фоторепортер Эл Би Джеффрис (Джимми Стюарт), сломав ногу, вынужден разъезжать по своей квартире на инвалидной коляске и за неимением интернета развлекать себя подручными средствами — с помощью бинокля наш герой наблюдает за жизнью людей из соседнего дома. Из телефонного разговора с начальником мы узнаем, что гипс снимут только через неделю, а медсестра Стелла, которая навещает нашего героя, чтобы помассировать ему спину, отмечает новую страсть Джеффа: «А вы ведь подглядываете!»

222-8482724

Внимание Джеффа привлекает коммивояжер, которого он подозревает в убийстве собственной жены, и заканчивается все еще одной шуткой — в конце фильма он уже упакован в два гипса, как подарок на Рождество. Между завязкой и развязкой — час отборного классического саспенса от мастера своего дела. И как часто бывает у Хичкока, в роли «детектива» выступает частное лицо, порочное в своем неуемном стремление к правде, и с любопытством школьника впутывается в странное дело, чтобы подвергнуть свою жизнь смертельной опасности.

В свое время к хичкоковскому сюжету обращался и прославленный режиссер Брайан Де Пальма. В любимом фильме Патрика Бейтмена «Подставное тело» (1984), Де Пальма эксплуатирует похожую сюжетную линию: главный герой картины, актер второго плана (читай — неудачник) по имени Джейк Скалли, застает свою подружку на любовном ложе с другим мужчиной и чтобы пристроить кости со своими пожитками, вынужден искать пристанище в иной постели. На выручку приходит товарищ несчастного по съемочной площадке — Фрэнк встречает приятеля «в слезах и губной помаде» и всячески обхаживает ущербного, лишь бы тот не лез в петлю. Смилостивившись, он позволяет Джейку похозяйничать у себя в холодильнике, а сам пакует чемоданы в челябинскую командировку. Но перед отъездом рассказывает о своем невинном домашнем развлечении, мол, у него красивый вид из окна, особенно вечером — в здании напротив живет сытная соседка Глория, которая имеет слабость щеголять в чем мать родила, не задернув шторы. На этом владелец квартиры изволит откланяться, еще раз просит Джейка не забывать поливать цветы, и с ощущением выполненного долга отправляется в вояж. Наш герой, естественно, с нетерпением ждет шоу и не зря — ладони дымят так, что о своей девушке он тут же забывает.

324-2320633

Поэтому Глорию убивают, а Джейк становится безмолвным свидетелем этого ужасного злодеяния. Но это еще не все. Какой-то бармалей нанимает актрису, чтобы она заменила Глорию и продолжила импровизированное шоу «за стеклом». Джейк не может так это оставить, и почувствовав в себе силу таланта господина Пореченкова, рвется в бой.

Что греха таить, «Подставное тело» — не самый сильный фильм у Де Пальмы, но как кавер-версия на Хичкока смотрится очень даже внушительно. Помимо явных аллюзий на «Окно во двор», фильм кишит реминисценциями и на «Головокружение» (1958): двойник жертвы, сцена слежки, подставной свидетель и т. п. Фильм вызвал неоднозначные отзывы у критиков, оно и понятно — Де Пальма, вслед за картиной «Сестры», стремился сделать фильм-ребус, а получилось издевательство над зрителем и шоу двойников. Этой стилизации под нуар критически не хватило фирменной иронии Хичкока, это и стало причиной провала.

423-9144023

Все действие «Окна во двор», по сути, развивается в декорациях одной комнаты, как и в предыдущем хите «Веревка» с тем же Джимми Стюартом).

Влияние Хичкока можно увидеть и у итальянского режиссера Микеланджело Антониони в фильме «Фотоувеличение» (1966). Однако если главный герой в «Окне во двор» оказывается способен противостоять злу, то фоторепортер из фильма Антониони, в кадр которого случайно попал труп, на это не способен, хотя и имеет неопровержимые доказательства совершенного преступления.

Из относительно свежих фильмов можно вспомнить «Паранойю» (2007) Ди Джей Карузо со слоганом «Каждый маньяк — это чей-то сосед». Доподлинно известно, что сценарий к фильму был написан в 1990 году, но отложен в долгий ящик решением студии. И лишь после того, как в 1998 году Джефф Блекнер снял для ТВ римейк «Окна во двор», студия решила переработать и запустить в производство этот сценарий. Правда, за дело взялись только в середине нулевых. В итоге получилась молодежная сапенс-драма: парень по имени Кейл попадает под домашний арест, ибо в США нельзя бить учителя по лицу со всей силы, особенно цветного учителя. Слоняясь от скуки, он посматривает в бинокль на соседскую вертихвостку у бассейна, и все бы ничего, но как вы уже догадались, сосед оказывается хладнокровным убийцей — таким себе котом Томом, который только рад поиграть с мышонком Джерри и его слабоумными друзьями. Крепко, посмотреть можно, но не шедевр — семнадцать лет отдыха на пользу не пошло, а жаль.

А вот фильм «Открытые окна» (2014) — самый что ни на есть свежак.

523-9429695

Тем не менее, этот фильм есть не что иное, как «Окно во двор» в эпоху социальных сетей — и задумка отличнейшая. Реализация далеко не всем придется по вкусу, но спишем это на молодость испанского режиссера Начо Вигалондо и его первый голливудский опыт. Парень замахнулся на святое и решил снять фильм на веб-камеры в режиме реального времени, что дико похвально в качестве эксперимента, но с художественной точки зрения первый блин вышел комом. Впрочем, фильм окупился, потому что все пошли смотреть на Сашу Грей.

«Окно во двор» — один из тех немногих фильмов, которые с годами становятся только лучше и их с интересом (время от времени) пересматриваешь. Более того, снятый, на минуточку в 1954 году, он и по сей день остается неупиваемой чашей, откуда черпают вдохновение все кому не лень. Например, в первой серии шестого сезона Симпсонов Барт ломает ногу, и ему приходится все лето провести дома. Со временем ему начинает казаться, что его сосед Нед Фландерс убил свою жену.

622-6743294