Love and Death, 1975. Вуди Аллен

Так случилось, что мы по большей части знаем двух Вуди Алленов: позднего — с его многочисленными опусами вроде «Полночи в Париже» и классического — с его шедеврами «Энни Холл», «Мужья и жены» и т.д. Однако до классического Вуди Аллена был еще один — ранний, молодой. Его первые картины — это эксцентрические комедии, почти пародии. Например, «Бананы» и «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить». А восхитительный фильм «Спящий» — едва ли не лучшая комедийная дань антиутопиям. Но наиболее репрезентативна все же «Любовь и смерть» — пародия одновременно на исторические драмы, европейскую киноклассику и великую русскую литературу. Здесь и Бергман, и Толстой, и Достоевский, и экзистенциализм. Все подано в лучших традициях пародии. Эксцентрическая комедия еще никогда не была такой философской. Произведения группы «Монти Пайтон» — не в счет. Познакомьтесь с таким Вуди Алленом, которого вы не знали. Если, конечно, вы его таким и правда не знали.

kentucky-fried-movie-1977-original-quad-rolled-evan-c-kim-bong-soo-han-4604-p-2208412

Солянка по-кентукийски

The Kentucky Fried Movie, 1977. Джон Лэндис

Легендарный Джон Лэндис, производитель культового американского кино на протяжении всех 1980-х, за свою карьеру снял две своеобразные пародии. Одну в 1970-х, вторую — в 1980-х. Их лучше смотреть вместе, чтобы понять, как сильно изменился нравственный климат страны за менее чем десять лет. Шедевр «Амазонки на луне» — просто образец благопристойности по сравнению с «Солянкой», в которой отражены не только ключевые кинотенденции того времени, но также и вольный дух развратного десятилетия. Конечно, слишком много внимания уделяется пародии на Брюса Ли. Но, может быть, это и хорошо. Хотя в сценарии стоят имена братьев Цукеров и Джима Абрахамса, все же такая «пародия-солянка» стала именно лэндисовской фишкой.

d1812-4957134

Тела студентов

Student Bodies, 1981. Мики Роуз

Пародия на американские слэшеры 1980-х. Не такая беспомощная, как «Ад кромешный», также представленный в списке, но очень, очень, очень плоская. Впрочем, смеешься здесь скорее над пределом падения в области юмора, нежели над самими шутками. Ведь в «Аде кромешном» даже над степенью идиотизма нельзя посмеяться. Кино любопытно тем, что по нему можно посмотреть, насколько авторы чувствуют жанр слэшера, чтобы попытаться хоть как-то обыграть его формулы. Скажем сразу: чувствуют значительно лучше, чем те, кто делал тот же «Ад кромешный». К несчастью, начало у фильма гораздо более многообещающее, чем продолжение. Но так часто бывает в кинематографе, не правда ли? На досуге, если хотите, посмотрите, как пародировали молодежные ужасы до «Очень страшного кино».

d1814-5805757

Ад кромешный 

Pandemonium, 1982. Альфред Соул

Этот, с позволения сказать, «фильм» будет упомянут вот зачем. Посмотрев его, вы начнете ценить все другие пародии, представленные в этом списке. Очередная бездарная пародия на слэшеры 1980-х. Из примечательных моментов разве что аллюзия на «2001: Космическая одиссея» и сцена убийства героини, решившей принять ванну с молоком и печеньем. Это кино перевели и озвучили для канала MGM. Знаете, я вижу такую картину. Звукорежиссер перевода абсолютно подавленным возвращается домой. Заходит в прихожую, вешает пальто и кепку на крючок. Супруга видит, что что-то произошло, но боится спрашивать. «Не могу… Я больше так не могу», — говорит звукорежиссер убитым голосом жене. Весь вечер он сидит мрачный, не притрагивается к ужину. Держится руками за голову. Отправляется в кабинет, там наливает себе виски и залпом выпивает содержимое. Потом еще. Затем достает из верхнего ящика рабочего стола пистолет, кладет перед собой и долго-долго разглядывает. Затем убирает и начинает в голос рыдать. Так примерно ему далась работа над фильмом «Ад кромешный».

d1815-8798690

Сумасшедший

Wacko, 1982. Грейдон Кларк

Грейдон Кларк всегда работал в той сфере кино, которая обыкновенно зовется низкобюджетной. Его фильмы — далеко не шедевры. Однако в них, даже в самых непритязательных, чувствуется не только уникальный авторский стиль, но и нечто особенное, что возвышает его работы над прочими поделками. О нем уже пишут книги зарубежные исследователи нестандартного кинематографа. Для меня было большим удивлением, когда я узнал, что он попробовал себя в пародии. Эта пародия, на первый взгляд, по качеству не сильно отличается от представленных в списке. Но знайте: это настоящее авторское кино. Чтобы понять это, просто нужно познакомиться с фильмографией Грейдона Кларка. Еще в этом кино есть сюрпризы. Хотя многие вещи не обыгрываются напрямую, они присутствуют в виде очевидных аллюзий. Попробуйте найти в этом плохом фильме ссылки на Брайана Де Пальму и Дэвида Линча.

d1816-6220360

Мой завтрак с Блэсси

My Breakfast with Blassie, 1983. Линда Лотрек, Джонни Ледженд, Марк Шепард

«Мой завтрак с Блэсси» — звонкая пощечина не столько Луи Малю, сколько всему снобистскому сообществу, восхищающемуся европейскими авторами, которые попробовали снимать «сложное кино» в США. Фильм Луи Маля «Мой обед с Андре» по каким-то неясным причинам стал культовым в Соединенных Штатах. Люди почему-то получали огромное удовольствие от созерцания того, как два сноба на протяжении двух часов утомляют зрителя темами, мало кому интересными. Возможно, даже им. Герои «Моего завтрака с Блэсси» не ведут речь о высоколобой культуре, а час обсуждают важные темы. Например, сколько Блэсси использует туалетной бумаги в сортире, что заказать на завтрак, как там дела в Японии. Энди Кауфман, снявшийся в главной роли, всегда бесподобен. Это кино — не исключение. Он даже не меркнет на фоне Блэсси, этого «самопровозглашенного короля всех мужчин».

d1817-3287534

Ночной патруль

Night Patrol, 1984. Джеки Конг

И женщины снимали пародии. В данном случае перед нами образец пародии на полицейские фильмы. Самое замечательное в том, что кино пытается рефлексировать над природой юмора. И весьма успешно. Полицейский мечтает быть комиком, устраивает стендапы, но его основная работа не позволяет ему делать это открыто. Поэтому он выступает под псевдонимом Неизвестный комик, надевая во время представлений бумажный пакет с прорезями для глаз. А где-то в городе орудует преступник, который решает воспользоваться случаем и свалить свои криминальные деяния на комика. Даже по меркам сегодняшнего дня в фильме очень много удачных, но порою грубоватых шуток. Еще Джеки Конг первая осознала, что зритель начинает смеяться там, когда комик вместо тонкого юмора пробует пошлить. На этом приеме будут выплывать все пародии XXI столетия. В переводе Михалева кино — просто конфетка. Хотя другого перевода, кажется, и нет.

c8-4443024

Я достану тебя, ублюдок

I’m Gonna Git You Sucka, 1988. Кинен Айвори Уэйанс

Стандартная история. Главный герой возвращается из армии в родной черный квартал, где сталкивается с тамошним криминалитетом. Сценарист, режиссер и продюсер Кинен Айвори Уэйанс, один из многочисленных братьев Уэйансов, пробовал эксплуатировать пародию на фильмы о чернокожих задолго до того, как он снял первые две серии франшизы «Очень страшное кино». До «Черного динамита» и «Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале» был именно «Я достану тебя, ублюдок». Конечно, это пробы пера, первый режиссерский опыт. Поэтому картине тяжело конкурировать с последующими работами, пошедшими по проторенной дорожке. Но в качестве первопроходца пародий в стиле blaxploitation «Я достану тебя, ублюдок» важна как никакая другая. В целом фильм довольно крепкий, если делать скидку на время создания и особенности жанра. Но, разумеется, строго для любителей, которые ходят лучше познать волшебный мир кино.

c9-1301841

Голая правда

The Naked Truth, 1992. Нико Масторакис

Малоизвестная, но очень качественная пародия. Если сравнивать со многими другими, она избегает натужного юмора, часто характерного для подобных картин. Возможно, у режиссера и сценариста Нико Масторакиса получается это потому, что эта картина — даже пародия не столько на конкретные фильмы, сколько на хрестоматийный сюжет кинематографа как таковой. В целом кино воспроизводит структуру «Некоторые любят погорячее», известного у нас больше как «В джазе только девушки». В конце же зрителей ожидает сюрприз: воспроизведение знаменитой финальной сцены из «Касабланки». В детстве, когда я наслаждался «Голой правдой» на VHS, больше всего я хотел узнать, какой именно фильм пародирует данная сцена. Сегодня она — все еще отличный десерт после качественного ужина. Нико Масторакис, перебравшийся в США из Греции, наснимал много разной ерунды. Однако в это кино он вложился. Возможно, фильм не получил славу, которую снискали картины Мэла Брукса и братьев Цукеров, потому что для пародии он слишком нестандартный? Смеяться вы, скорее всего, не будете, но в сравнении с нынешней ситуацией в области пародий оцените. И да — как украшение и гарантия качества фильма — всегда бесподобный М. Эммет Уолш.

c10-6869632

Фатальный инстинкт

Fatal Instinct, 1993. Карл Райнер

Это даже не пародия, а целый фильм — настоящий самостоятельный фильм, тонко обыгрывающий формульные ходы иных жанров. С сюжетом, игрой актеров, множеством аллюзий на современные картине фильмы и на классику. Один из самых выдающихся американских авторов — Карл Райнер, так и не оцененный по достоинству, остается верен себе и снова делает пародию на нуары. До этого он сделал гениальный постмодернистский калейдоскоп, собранный из классических нуаров, — «Мертвые не носят клетчатое». «Фатальный инстинкт» — вовсе не пародия на нуары, а «нуарная пародия». Надеюсь, разница в терминах чувствуется. Даже Мэл Брукс и братья Цукеры в сравнении с Райнером остаются слишком эксцентричными (читай: чуть-чуть более тупыми), несмотря на видимую, но ложную схожесть природы «гэгов», кочующих из пародии в пародию. Это кино — настоящая альтернатива знаковым пародиям 1990-х.

c11-9289811

Кунг По: нарвись на кулак

Kung Pow: Enter the Fist, 2002. Режиссер: Стив Одекерк

Стив Одекерк, сценарист и режиссер, специализирующийся на комедиях, решил исправить положение дел, когда понял, что не существует хороших пародий на гонконгские фильмы о боевых искусствах. Большая новелла, пародирующая кино с Брюсом Ли, в бесподобной «Солянке по-кентуккийски» Джона Лэндиса не в счет. Хотя качество шуток и съемок оставляет желать лучшего, картина заслуживает внимания хотя бы за то, что буквально заимствует сцены из классических гонконгских фильмов. В свое время нечто похожее сделал упоминаемый выше Карл Райнер с классическим нуаром. Ну и самой узнаваемой сценой, конечно, остается драка с коровой.