В диснеевском короткометражном мульте «Страсть к мотору» 1950 года Гуфи предстает перед зрителями в роли мистера Уокера — законопослушного, доброго и вежливого городского жителя, поведение которого в корне меняется, когда он садится за руль. Мистер Уокер превращается в мистера Скоростные Колеса, безумного, эгоистичного монстра без тормозов (во всех смыслах). Облаченный в свои «доспехи», мистер Скоростные Колеса начинает орать на других, слетает с катушек при появлении любого, даже самого незначительного, раздражителя, но все равно считает себя хорошим водителем.
Вы, образованный, интеллигентный, чуткий человек, ведете себя как глупый Гуфи. В чем прична?
Частично проблема связана с феноменом, получившим в психологии название «деиндивидуализация». Этот термин появился примерно в то же время, что и «Страсть к мотору». Он обозначает состояние потери самосознания, когда человек перестает чувствовать личную ответственность. Ситуации, в которых с вами может приключиться эта напасть, бывают самыми разными, но анонимность (мнимая или реальная) всегда является ключевой составляющей деиндивидуализации.
В исследовании, проведенном в 1970 году психологом Филипом Зимбардо, это явление рассматривалось на примере группы студентов Нью-Йоркского университета. Их поместили в темноту, присвоили номера вместо имен, части раздали капюшоны, а затем попросили бить других студентов электрическим током. Зимбардо обнаружил, что испытуемые в капюшонах, которые скрывали лицо, хотели нанести вдвое больше ударов по сравнению с теми, кому достались лишь халаты с табличками.
В нем участвовали 1300 детей, выпрашивавших сладости у соседей. В рамках эксперимента детям дали возможность украсть якобы забытые кем-то конфеты и деньги. Дети брали значительно больше конфет и денег, если были частью большой группы и если сосед не спрашивал, как их зовут и где они живут. Меньше всего краж совершалось, когда ребенок был один и ему задавали идентифицирующие вопросы.
Психолог Джейми Мэдигэн утверждает: хотя анонимность сама по себе и не подталкивает человека к антиобщественным поступкам, она может стать причиной более агрессивного и менее сдержанного поведения. Что для этого нужно? Быть частью группы и не нести ответственности за свои действия. Как это происходит, например, в онлайн-играх, бордах и чатах, говорит Мэдигэн, специализирующийся на психологии видеоигр.
Машины, как выяснилось, выступают в роли тех самых капюшонов, что скрывают вас от чужих глаз. Журналист Том Вандербилт в книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» подчеркивает, что, сидя за рулем, люди окружены другими (являются частью группы), но при этом также отгорожены от них (анонимны), будучи заключенными в свои раковины из стекла и стали.
Ученые выделяют ряд факторов, способствующих деиндивидуализации, и с большинством из них водители сталкиваются ежедневно. «Анонимность, размытая ответственность, деятельность в составе группы, эмоциональное возбуждение и сенсорная перегрузка — лишь некоторые из возможных причин деиндивидуализированной реакции», — пишет Зимбардо в «Международной энциклопедии психиатрии, психологии, психоанализа и неврологии».
Более того, добавляет Вандербилт, машины и современные автострады делают водителей немыми. Это выводит их из себя. За рулем вы вынуждены общаться самыми примитивными способами (гудки, жесты, подмигивание фарами), такое общение лишено смысловых и эмоциональных нюансов, а объем доступной другим водителям информации о вас исчерпывается сведениями о марке вашего автомобиля. В совокупности все эти факторы приводят к тому, что в груди любого водителя на загруженной дороге клокочет вулкан эмоций.
Вернемся к наглому кретину за рулем внедорожника. Плохие новости: ученые говорят, что наше мнение о других водителях, как и об их мотивах, часто оказывается утрированным или вообще неверным. Может, водитель джипа был вынужден быстро свернуть, чтобы объехать яму на дороге, которую вы не заметили. А может, именно вы были кретином, заехавшим в его слепую зону и не заметившим, что на самом деле он включал поворотник.
Находясь за рулем, мы делаем поспешные умозаключения, потому что руководствуемся эмоциями, а не логикой и меняем местами причину и следствие.
Внутренние неосознанные реакции позволяют нам быстро принимать решения, когда это необходимо, но они же являются причиной того, что вам не нравится странно выглядящий парень из техотдела и что вас бесят все велосипедисты.
Итак, если вождение и дорожное движение взращивает в нас иррациональность, если на дороге созданы почти идеальные условия для того, чтобы мы вели себя гнусно, можем ли мы сделать хоть что-то, чтобы не превратиться в мистера Скоростные Колеса? Можно, конечно, вообще не садиться за руль, это точно поможет. Но существует и другое решение: взять с собой пассажира.
Пассажиров не заботят вещи, которые раздражают водителей. Иногда они могут оспорить скоропалительные выводы негодующего водителя, пристыдить его и дать ему порцию объективности. «Исследования мозговой деятельности водителей и пассажиров в условиях имитации различных дорожных ситуаций показали, что у этих двух групп активируются различные группы нейронов, — пишет Вандербилт. — Они ведут себя совершенно по-разному». А если учесть, что водители склонны к более агрессивному поведению, когда они находятся в одиночестве, договоренность с соседом по очереди подбрасывать друг друга до метро может принести двойную пользу: сэкономите и деньги, и нервы.