Добро пожаловать на склад ненужных селфи — темную-темную комнату в недрах моего телефона, где фотографии моего лица, снятые при отвратительном освещении со слишком близкого расстояния, брошены на произвол судьбы, чтобы потом бесследно раствориться в облаке. Я тысячу раз собирался отправить их друзьям — в конце концов, за этим я их и снимал — но каждый раз, когда палец замирает над кнопкой «Поделиться», меня останавливают бесконечные вопросы.

22-9734418

Специально снимать уродливые селфи — это прием, позволяющий авторам снимков контролировать собственные изображение в публичном пространстве, отказываться от стандартов красоты и в конечном итоге мириться с несовершенством наших, таких человечных, лиц. Но как быть с «серьезными» селфи, которые выходят уродливыми случайно?

На лицо пенять нечего. Лучше вините свой мозг. Селфи иногда кажутся странноватыми тем, кто их снимает, благодаря тому, какими мы видим себя в зеркале, как мы воспринимаем собственную привлекательность — ну и техническим особенностям того, как производится съемка на телефон.

Ключевой фактор — было ли изображение развернуто. Если вам приходилось использовать разные приложения для фотосъемки самого себя, вы, должно быть, обращали внимание, что некоторые из них — например, Snapchat — снимают вас таким, каким вы отражаетесь в зеркале, тогда как другие — типа приложения для группового чата GroupMe — разворачивают изображение по горизонтали и показывают вас таким, каким вас видят другие. Уже одно это может раздражать.

Отчасти это происходит потому, что наши лица асимметричны. Левая и правая сторона лица на первый взгляд не слишком различаются, но на самом деле это не так. Отличной иллюстрацией этому может служить серия портретов фотографа Джулиана Фолкенстайна, который составляет совершенно новые лица из «половинок» лица-оригинала.

32-1121683

Эпизод из подкаста Radiolab, посвященный симметрии, тоже доказывает этот эффект, разворачивая известное фото Авраама Линкольна. Асимметрия изумляет, когда мы смотрим на любое знакомое лицо — не обязательно наше собственное.

«Каждый — знаток собственного лица, но это не значит, что именно вы лучше всех будете его узнавать».

«Мы постоянно видим себя в зеркале: мы чистим зубы, бреемся, наносим макияж,  –  говорит Памела Рутледж, директор Центра Медиа-Психологии. – Картинка в зеркале создает стойкое впечатление: вы в точности знаете, как выглядит ваше лицо. Это знание порождает симпатию. Вы начинаете предпочитать именно этот вид вашего лица».

И это не просто случайное наблюдение: это наука.

42-1107692

Эксперименты, проведенные в университете Висконсина, Мэдисон, в 1977 году, подтвердили эту теорию: когда испытуемым предлагали на выбор картинку «из зеркала» и «настоящее» изображение, сами они выбирали первую из них, тогда как их друзья и возлюбленные — вторую. Отвечая на вопрос о причинах такого предпочтения, участники ссылались на удачный угол съемки, освещение или поворот головы — но все эти нюансы на самом деле не существовали, поскольку фотографии были распечатаны с одного и того же негатива. (По мнению основателей True Mirror — зеркала, которое выдает «реальное» изображение благодаря особой настройке углов обычного зеркала — только 10% людей предпочитают свое настоящее изображение тому, что они видят в зеркале).

«Интересно, что люди не знают, как они на самом деле выглядят, — говорит Николас Эпли, профессор бихевиористики в школе бизнеса Бут, университет Чикаго, и автор книги Mindwise: How We Understand What Others Think, Believe, Feel, and Want. — Ваше представление о том, как вы выглядите, не вполне соответствует реальному».

Согласно исследованиям Эпли, изображение вас, существующее в нашем сознании, куда симпатичней. В работе, опубликованной в «Ежемесячном журнале личной и социальной психологии» за 2008 год, ученые делали изображения участников более или менее привлекательными — колебания варьировались в среднем в рамках 10 % — подгоняя их черты под общепринятые стандарты красоты или, в случае «изменения к худшему», под признаки синдрома Ди Джорджи. Когда участникам предлагали выбрать свое лицо из предложенных вариантов, привлекательную версию люди выбирали гораздо быстрее, причем с большей вероятностью их выбор падал на версию, «улучшенную» на 20%. Однако когда дело доходило до того, чтобы выбрать из нескольких вариантов фото экспериментатора, никаких предпочтений более привлекательным «версиям» малознакомых людей участники опыта не оказывали.

«Это происходит не совсем бесконтрольно:  вы не думаете, что похожи на Брэда Питта, — говорит Эпли. — Вы прекрасно знаете собственное лицо, но это не значит, что вы будете хорошо его узнавать».

Близость экрана смартфона к лицу при съемке селфи не упрощает дела. Хотя тот факт, что селфи слишком увеличивает некоторые черты лица, часто объясняют искривлением линз, дело тут скорее в геометрии — как доказывает в своем блоге Дэниэл Бейкер, преподаватель психологии в университете Йорка. Те части лица, которые находятся ближе к камере, выглядят крупнее остальных — в отличие от обычных фотографий, которые делаются с большего расстояния и сильнее «уплощают» лицо. Разные линзы — например, широкоугольные — могут повлиять на этот эффект, но Бейкер утверждает, что разница пренебрежима.

Итак, теперь, когда вы знаете, почему селфи выглядят уродливыми (по крайней мере для вас) — что можно сделать, чтобы они были посимпатичней? В интернете полно предложений: найдите хороший свет, выберите удачный фон и выигрышный угол и постарайтесь обойтись без дакфейса.

52-7659329«Люди, которые делают много селфи, в итоге начинают чувствовать себя более комфортно: у них есть целое множество изображений самих себя, и они лучше представляют себе, какими они могут выглядеть, — говорит она. — Перевернутые это снимки или нет, но с возможностью видеть себя по-разному просто легче живется».