0-9195178

Ваш новый альбом вышел в Великобритании на лейбле Paradigms Recordings. Расскажите немного о том, что это за лейбл и почему именно на нем, а не у «отечественного производителя»?

— Это знаменитый в определенных кругах бутиковый лейбл из Лондона, хорошо зарекомендовавший себя на волне эмбиент музыки среди слушателей по всему миру. Кроме прочего, в каталоге у этого лейбла есть релизы Аидана Бейкера (Nadja), Jarboe и известных краутрокеров The Cosmic Dead. После достаточно коротких переговоров мы поняли, что нам будет очень интересно поработать с англичанами и дали согласие на выпуск лонгплея. Кроме того, у них очень крутое оформление релизов на CD, что тоже для нас немаловажно.

Предыдущие альбомы Gamardah Fungus выходили как раз у отечественного производителя, и мы не имеем ничего против наших лейблов. Наоборот, считаем, что они очень крутые и ничем не уступают иностранцам.

Насколько я знаю, новый альбом подводит некую символическую, можно даже сказать итоговую черту под стилем, в котором группа работала с самого начала своего существования. Почему так и куда собираетесь двигаться дальше?

— Мы вообще не большие любители делить музыку на стили и жанры. Да, конечно, на наших семи альбомах есть элементы дума, дроуна, эмбиента, пост-рока и так называемого дарк джаза. Но вряд ли можно сказать, что мы играем, например, чисто дум или дроун и пытаемся четко определить для себя, в каком жанре будем писать следующий альбом. Нам всегда нравилось экспериментировать со звуком, находить что-то новое в уже известных направлениях, совмещать несовместимое и делать неожиданные открытия. Так, например, первый альбом был записан при помощи одного детского синтезатора, пропущенного через фузз и электрогитары с минимум примочек.

Потом захотелось поработать с духовыми инструментами. Так случилось, что это время совпало с пиком увлечения отечественного слушателя дарк джазом и группами вроде The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble. Но мы не хотели повторять то, что уже существует, поэтому начали пробовать самые разные способы записи духовых и совмещать это с саундом, которого придерживались на первых треках. Так родился альбом Nuclear Winter, который определил звучание следующих нескольких альбомов вплоть до только что вышедшего диска Hidden By The Leaves.

Но уже сегодня у нас есть желание поработать с несколько иной музыкой и записать что-то близкое к электроакустике и минимализму. Возможно, эти мысли пришли нам в голову под влиянием музыки Лигети, Фельдмана, Губайдулиной, Пендерецкого и записей лейбла 12k, которые мы сами все больше слушаем дома и на работе.

То есть у нас все происходит как-то плавно и само собой. Мы не пытаемся подводить черту, потому что, возможно, еще вернемся к такому звучанию, если поймем, что нам еще есть что сказать в нем. Но в то же время, наверное, можно очень условно разделить этапы нашего творчества на то, что было до «Ядерной Зимы», после нее и то, что будет после «Сокрытого в Листве».

Название альбома Hidden By The Leaves — это ведь аллюзия на Хагакурэ, кодекс самураев?

— Это не просто аллюзия. Hidden By The Leaves — это самый настоящий перевод с японского слова Hagakure —трактата о бусидо, кодексе чести самурая. Это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо о философии, сводящейся к тому, чтобы жить так, как будто ты уже мертв, быть готовым всегда и ко всему. Этот трактат близок по духу нашей музыке и лично нам.

В общем-то, альбом всецело посвящен литературе, которая повлияла на наше мировоззрение в разные периоды наших жизней. Название и настроение каждого трека — это отдельная книга, философский, художественный или даже мистический труд. Кроме «Хагакуре» на этой пластинке можно услышать «Внутреннюю Алхимию» бессмертного даоса Вэй Бояна, «Утопию» английского мыслителя и святого католической церкви Томаса Мора, «Так говорил Заратустра» Ницше и Тибетскую книгу мертвых «Бардо Тодол». Чуть подробнее обо всех этих книгах можно прочесть на нашем бэндкемпе.

22-3243016

Gamardah Fungus славится мазохистской тягой к разным способам извлечения звука. В этой работе есть какие-то пасхальные яйца?

— Да уж, как и что мы только не записывали за это время. Бродили ночами по кладбищам с диктофоном, чтобы снять звуки скрипящих крестов, пересыпали щебенку по металлическим листам, шуршали целлофановыми пакетами… У нас на довольно редком инструменте вотерфоне играл один знакомый американец, пел тибетский монах и тувинский мастер горлового пения каргыра.

Кроме того, нам всегда нравился подход Джона Кейджа к игре на препарированном или подготовленном фортепиано. Поэтому записывая духовые, местами мы использовали именно такой подход. Запихивали в раструбы щетки, ковыряли клапаны, дули в трубу без мундштука и так далее. Кроме того, один из любимых приемов —записать партию гитары, духовых или синтезатора, потом с помощью сэмплера, гранулярного синтеза и примочек изменить эту партию до неузнаваемости, порезать ее и склеить заново. Это, кстати, одна из причин, почему наши концерты не бывают похожими друг на друга, и мы редко исполняем на них вещи, точь-в-точь как на альбомах. Просто потому, что некоторые звуки просто невозможно повторить на месте здесь и сейчас. Как, например, в случае с треком «Так говорил Заратустра» из нового альбома. Там был очень своеобразный способ записи, и нам понравился результат — с такими элементами авангардизма и экспрессионизма.

31-9367001

Но главная фишка альбома спрятана в самом его конце на треке, посвященном тибетской Книге мертвых. На нем звучит редкий инструмент, овеянный мистикой и легендами, и сделанный из настоящей бедренной кости человека, обрамленной в серебро! Это канглинг — ритуальный духовой инструмент Тибета, восходящий к учению Бон, который используется в одной из древнейших практик Чод — отсечение. Это означает отсечение всех чувств, ощущений и привязанностей на пути к просветлению. Эту практику обычно проводят в уединенных и пустынных местах вроде пещер и горных вершин, но в особенности на кладбищах и в местах сожжения трупов, чаще всего ночью. Находясь один в темноте, практикующий Чод дует в канглинг и вызывает духов трех миров, предлагая в качестве подношения демонам собственное тело. Выдержавший такое испытание отсекает привязанности и страхи, обретая пробуждение. Именно звуками препарированного канглинга заканчивается альбом Hidden By The Leaves, тем самым открывая внимательному и чувствительному слушателю выход на новый уровень восприятия мира.