d09ad0bed0bfd0b8d18f-7_yandex_pasha-volkov-5-7075709

— Яндекс.Картинки стали выглядеть по-другому. Можете на этом примере рассказать, как вы решаете, каким именно будет обновление? Наверняка, вы слышали о синдроме, когда многие пользователи ругают апдейты и кричат, что раньше было лучше?

Александра Ямпольская: Мы знаем, что больше половины наших пользователей приходит в Картинки не ради решения конкретных задач, а с целью просто поискать что-то интересное. Как-то мы провели исследование, чтобы понять, зачем людям картинки. Сначала организовали несколько десятков интервью, а затем проверили гипотезы количественно на паре тысяч респондентов. Оказалось, что многие ищут заставку на рабочий стол, причем меняют ее довольно часто. Около 60% опрошенных ищут картинки, чтобы поднять себе настроение. Это навело нас на мысль о том, как должна выглядеть наша главная страница. Если раньше на ней были подборки снимков по популярным и сезонным запросам, вроде «весенние ручьи», то теперь каждый день публикуем на главной одну очень красивую фотографию с небольшой историей снимка, информацией об авторе, ну и, конечно, поисковой строкой.

Иван Замесин: Картинку дня в течение суток можно скачать на любое устройство в хорошем качестве и, разумеется, совершенно легально. О появлении новой фотографии мы рассказываем в группах Я.Картинокв социальных сетях, чуть позже будет доступна подписка по e-mail. Таким образом, тот, кто каждый день заходит на Картинки, сможет собрать коллекцию красивых обоев для разных устройств. Ограничение только одно: снимки нельзя использовать для коммерческих целей без согласования с автором.
— Бесплатно для некоммерческого использования — это хорошо, но многим приходится и покупать фотографии для работы, было бы удобнее это делать прямо через поисковик. Вы работаете с фотобанками?

А.Я.: Мы индексируем все картинки, в том числе и из фотобанков. А вот покупать фотографии для работы интересно ограниченному количеству людей, с этой задачей отлично справляются специализированные сервисы. Мы же — про поиск симпатичных и полезных картинок, про то, что интересно всем.

И.З.: Что касается фотографии на главной Я.Картинок, у нас открытая партнерская программа — это значит, что каждый фотобанк или сайт с большой коллекцией фотографий может стать партнером проекта. Нам интересны красивые фотографии с историей.
— Будет ли поиск по изображениям персонализироваться под пользователя?

А.Я.: Да, это глобальный тренд для поисковых систем. Сейчас поисковые подсказки учитывают интересы пользователя на основе прошлых запросов. Допустим, вам нужно проиллюстрировать доклад по биологии о слоновых черепахах —вы вводите разные запросы, выбираете понравившиеся картинки. И пока эта тема для вас актуальна, каждый раз, когда начинаете набирать запрос, например, про черепах, Яндекс в подсказках показывает вам ваши предыдущие запросы. Причем у нас есть очень хитрая формула, которая может рассчитывать период актуальности подсказок по нескольким параметрам.
— Возвращаясь к обновлениям: в каком направлении вы сейчас двигаетесь?

И.З.: Интерфейс стал легче, понятнее, с акцентом на самые востребованные функции — поиск и просмотр фотографий. У нас есть потоковый просмотр изображений, возможность просмотра картинок в полноэкранном режиме и функция, позволяющая использовать картинки в режиме слайд-шоу на вечеринках. Сейчас мы смотрим не только в сторону поиска картинок по конкретным запросам, но и стараемся помочь людям каждый день открывать для себя что-то новое и интересное.

Вообще, обновление интерфейса — это ежедневная, в чем-то рутинная работа ради гигиены и развития: нужно постоянно смотреть за тем, как ведут себя пользователи, что им удобно, а что нет и что еще можно улучшить.
В вашем сервисе «слышны» отголоски различных западных разработок. Адаптируете чужие идеи?

А.Я.: Конечно, мы следим за игроками индустрии — не только за поисковиками, но и за любыми картиночными проектами. Если сравнивать сервисы изображений — будь то поиск по картинкам от Google или Bing, Pinterest, Instagram, Tumblr, фотоальбомы в соцсетях — в каждом из них найдется что-то, что вы уже встречали у других. Пару лет назад был случай, когда мы выкатили интерфейс, и через полгода Google сделал окно один в один как у нас. И это нормально. Все новинки, которые нам кажутся удачными, мы изучаем, экспериментируем с ними и стараемся улучшить. Прототипы проверяем в нашей лаборатории юзабилити-исследований, где можно изучать многое, даже движение глаз. Но не все находки совместимы с поисковой функциональностью нашего сервиса — есть такие, которые, допустим, подходят только для того же Tumblr или Instagram.

И.З.: Приведу пример. У Tumblr задача одна — чтобы ты остался как можно дольше, поэтому тебе предлагают бесконечную ленту постов с картинками. У нас задача в первую очередь поисковая: за минимальное время ты должен найти картинку, которая тебе подходит. А если ты не ищешь чего-то конкретного, а хочешь просто вдохновиться — дать и такую возможность тоже.

У нас есть автоматическая подгрузка до пяти страниц поиска. Чтобы искать дальше, нужно нажать на кнопку. Эта «отсечка» помогает не потеряться в бесконечном потоке изображений. И ее полезность, кстати, мы тоже подтвердили юзабилити-исследованиями.
— Что чаще всего ищут пользователи? Есть ли разница между Москвой и остальной страной?

А.Я.: Здесь никакой уникальности нет, из года в год топ вопросов не меняется. Превалируют, конечно, женские темы, потому что самые активные наши пользователи — это женщины. Влияет сезонность: например, сейчас это свадьбы и выпускные, футбол. Про Москву можно сказать, что тут пользователи чуть более продвинутые: охотнее пользуются фильтрами, чаще спрашивают, больше ищут с мобильных и планшетов.
— Какой объем от общего поиска в Яндексе занимает поиск картинок?

А.Я.: Всего Яндексу задается примерно 250 миллионов запросов в сутки, картиночных из них — 15 миллионов в час. Я имею в виду любые запросы, на которые уместным ответом была бы картинка (например, «Луис Суарес фото»), а если учитывать только тех, кто заходит к нам в интерфейс на страницу Яндекс.Картинок, то таких запросов 20 миллионов ежедневно.
— Сколько человек насчитывает ваша команда? Есть ли у вас задачи, с которыми не может справиться машина?

А.Я.: Сейчас в команде Я.Картинок больше 50 человек, это специалисты совершенно разной направленности, от разработчиков до маркетологов, также есть отдельная команда разработчиков технологий компьютерного зрения. С большинством задач справляются машины и алгоритмы. Правда, пока они не научились выбирать красивые картинки для главной страницы — чувство прекрасного еще воспитываем.(Улыбается.)
И.З.: Такие задачи есть. Но уже сейчас машину можно обучить очень многому. У нас есть нейронные сети, которые могут обучаться по выборке: проще говоря, ты загружаешь в машину большое количество «положительных» и «отрицательных» примеров, машина анализирует эту информацию, а потом учится сортировать объекты самостоятельно. Например, мы обучили нейронные сети, загрузив в них большое количество красивых и некрасивых картинок. После этого «натравили» обученный алгоритм на пул самых разных изображений и попросили машину выбрать визуально привлекательные. В итоге машина отсортировала картинки по красоте, и, знаете, результат был близок к обучающей подборке.
— Как течет жизнь в команде Я.Картинок?

И.З.: Мы все работаем рядом: это очень важно, чтобы до каждого члена команды можно было дойти и, как у нас принято выражаться, «поговорить голосом». Рабочий день у нас нефиксированный. Кто-то приходит раньше, кто-то работает до полуночи. Единственное, с 12 до 6 вечера все стараются быть на месте: в это время чаще всего назначаются встречи. Раз в месяц у нас собрание сервиса, где подводим итоги и рассказываем о планах. Вообще у нас нет суперстрогой отчетности или планирования — мы стараемся всю эту бюрократию свести к минимуму.

О да — в нашей команде еще есть плюшевый кот Тлен, мы им кидаемся на встречах, если кто-то предлагает что-то сомнительное.
— Может ли Google купить Яндекс?

А.Я.: В 2003 году уже пытались, не получилось. О том, как это было, можно прочитать в недавно вышедшей книге Дмитрия Соколова-Митрича. Там вообще вся история Яндекса.
— Тогда могут ли Google переманить вас к себе?

А.Я.: Не могу себе представить, чем бы они могли нас зацепить.
— Что нужно, чтобы попасть к вам на работу?

А.Я.: На сайте есть раздел с вакансиями, там можно посмотреть, какие команды кого ищут. И отправить выполненное тестовое задание. Так, мы сейчас ищем разработчика качества поиска С++. Если у студента или выпускника нет нужного опыта, но он очень хочет решать амбициозные задачи, можно поступить в Школу анализа данных. Это невероятно крутое и очень востребованное образование. В течение двух лет там учат алгоритмам машинного обучения, технологиям компьютерного зрения и многому другому. Еще недавно Вышка и Яндекс открыли вместе факультет компьютерных наук — там готовят сильных разработчиков уже с первого курса.

И.З.: А для менеджеров интернет-проектов — точнее тех, кто хочет ими стать, — есть Школа менеджеров Яндекса.
— Часто ли Яндекс нанимает сотрудников на удаленку?

А.Я.: У Картинок нет сотрудников на удаленке. Но команда Картинок большая, и у нас есть группы в разных офисах разработки Яндекса. Например, в Симферополе работает команда верстальщиков. В оупенспейсе московских верстальщиков есть плазма с постоянно включенным режимом видеоконференции с симферопольским офисом. Ребята постоянно друг друга видят и ежедневно проводят стендап-митинги.
В нерабочее время отдыхаете вместе, практикуете тимбилдинг?

И.З.: Периодически мы выезжаем на картинг. Несколько раз в год празднуем большие запуски — ходим в паб «Джон Донн» рядом с офисом. Некоторые там рабочие встречи назначают. Что касается тимбилдинга, у нашей команды верстки практикуется парное программирование, когда за одним монитором работают два программиста, у каждого — своя клавиатура. В итоге получается эффективнее: и веселее, и обмен опытом.

А.Я.: И когда устаешь от коллег, можно забраться в кресло «домик аутиста»: это такое кресло с высокими стенками-перегородками; сидя в нем, можно изолироваться от мира, чтобы сконцентрироваться на задаче.