06-2129319

Празднуется по всему миру каждый год и обязательно весной — в третью субботу апреля (в этом году — 19 числа). В этот день в сотнях магазинов по всему миру продаются эксклюзивные записи на физических носителях, выпущенные специально к празднику, в частности — на виниле. Релизы издают ограниченным тиражом и, как правило, издают очень редкие штуки или ранее не выходивший материал. Хоть и заявлено, что праздник имеет международный охват, все же именно США и Англия являются лидерами всей движухи.

113-8531760

Очередь, надо отметить, как в гастрономах за колбасой во времена брежневского застоя или в налоговой в последний день сдачи квартального отчета, а глазки у всех влажные, как во время просмотра порнографии в HD. У каждого второго в руках клочок бумаги, на котором нацарапаны желаемые названия «эксклюзивных релизов, выпущенных ограниченным тиражом». Закрадывается мысль, что не так уж сильно мы и отличаемся друг от друга — джунгли давно спрятались под асфальтом, а в каждом из нас спит советский человек: «Сегодня в ГУМе «выкинули» отличные батники». Поэтому все нужно бросить и бежать сломя голову в отдел к дяде Моне за батником жене и финским костюмом.

Когда же, спустя час, попадаешь внутрь, то с горечью рвешь волосы на лобке, потому что все, о чем так долго мечтал, уже раскупили. С недавних пор многие магазины ввели ограничения на продажу — лимитированные пластинки, выпущенные специально для RSD, продаются по одной копии в одни руки, чтобы избежать дальнейшей спекуляции на eBay, а главное — чтобы досталось всем. Но даже не всем «достается» в голливудских фильмах, если вы понимаете о чем я, что уж говорить о наших серых буднях. Поэтому, повесив голову и шаркая ногами, идешь домой, вздыхая на ходу, и думаешь: «Вот угораздило, чтоб я еще раз пошел, да никогда в жизни». Но проходит год и все повторяется как в фильме «День сурка», только без любовной драмы и хэппи-энда в конце.

212-8027655

Больше половины «пантерсов» томятся в очереди только потому, что кто-то им сказал, что уже в понедельник они могут срубить, как минимум, 200% профита на eBay за какое-нибудь олдскульное дерьмо, типа раритетных демо-записей Джимми Хендрикса на виниле или боксет с лайвами Боба Дилана. Такое счастье и бесплатно никому не надо, но спекулянты стоят, переминаясь с ноги на ногу, полные надежд, что на вырученные деньги купят себе надувную женщину. Они целый день бегают от магазина к магазину в поисках «больших» релизов с редким материалом, но тем приятнее видеть их облом и кислые мины, ведь «все уже украдено до них», а поебаться никто не завернул. Подобных умников много, но самые смышленые экземпляры очередь занимают с вечера пятницы, даже ночуют возле порога магазина — потомки хиппи, что и говорить. В понедельник, правда, они уже наряжаются в лохмотья яппи и впаривают купленное втридорога аудиофилам — наживаются на больных людях.

Почти каждый лейбл анонсирует по 3-4 релиза ко дню RSD, но в свой каталог их не включает, поэтому заказать их через Интернет невозможно — нужно идти и покупать самому. В этом и заключен смысл праздника — поддержка малого бизнеса, который не в состоянии конкурировать с пиратством и онлайн-продажами таких гигантов, как амазон. Некоторые релизы все же постфактум всплывают в интернет-магазинах по фиксированным ценам, но в очень редких случаях — то ли тираж не был распродан, то ли вмешался сам Вельзевул. Но тут не угадаешь, и, как правило, именно с тобой сработает закон Мерфи — после RSD в интернете всплывет многое, но не то, что ты хотел. А что обычно всплывает, знают даже в ясельных группах любого детского сада. К тому же не все лейблы заботятся о слушателях — существуют локальные релизы:  например, к RSD 2014 в Англии будет выпущена семидюймовка с четырьмя треками Брэда Фиделя из саундтрека к культовому фильму «Терминатор 2: Судный день», который аж с 1991 года ни разу не переиздавался на виниле, но добропорядочные американцы будут лишены возможности пополнить свою коллекцию этим изданием, потому что «на все воля Божья».

312-3267041

Лейблы, наиболее лояльные к покупателям, тщательно занимаются дистрибьюцией, а некоторые даже высылают RSD-релизы постоянным покупателям и подписчикам, как, например, делает бутик-лейбл Death Waltz Recording Company, специализирующийся на хоррор-саундтреках. Его основатель Спенсер Хикман каждому релизу уделяет максимум внимания, и иметь такие пластинки в коллекции — щенячий восторг. Каждый релиз Death Waltz — это 180-граммовый цветной винил в массивной гейтфолд-обложке с арт-принтами, книжечками и постерами. К RSD 2014, например, он подготовил сразу четыре релиза, которые будут доступны, как в Англии, так и в США, и самый заметный из них — это фантастической красоты саундтрек Уолтера Риццати к «1990: Воинам Бронкса» (Walter Rizzati «1990 I Guerrieri Del Bronx aka The Bronx Warriors»), итальянскому «плискинсплотейшну» от Энцо Кастеллари. Тем из вас, кто не имел счастья смотреть эту антиутопическую дилогию (у фильма есть продолжение — «Побег из Бронкса», 1983 год), даже отчасти завидую, потому что лучшего фильма категории Б, эксплуатирующего постапокалиптическую тему, трудно и придумать. Кастеллари по цене Биг-Мак меню сделал свой рип-офф, вдохновившись «Побегом из Нью-Йорка» Джона Карпентера и «Воинами» Уолтера Хилла, и даже получилось — за уши из болота фильм, безусловно, вытянула музыка Риццати. Она была ремастирована с мастер-пленки и скоро будет доступна всем страждущим.

А еще Sacred Bones Records выпускает звуковую инсталляцию Дэвида Линча и Дина Херли «The Air Is On Fire», на золотом виниле выходит «Understanding and Appreciating Classical Music» культового порно-актера Рона Джереми, группа Джоша Клингхоффера Dot Hacker специально для RSD выпустила несколько новых песен, и даже Гарри Дин Стэнтон запел, а еще к двадцатилетию со дня смерти Курта Кобейна на семи дюймах выходит сингл «Pennyroyal Tea», даже обещают сделать «пресс» в одну тысячу копий «Black Light Syndrome» проекта Bozzio Levin Stevens. Перечислять можно долго, проще ознакомиться самому, но опасно  — можно захлебнуться слюной.

58-5556035

К сожалению, в России всего два магазина принимают участие в празднование диковинного RSD (чтобы узнать, какие именно, смотрите раздел Participating Stores), и это не удивляет — у нас вообще специализированных магазинов, как кот наплакал. Для них каждый день праздник, если вообще кто-то зашел внутрь погреться, а уж если пластинку купил, то масленица. Еще бы — поддержанная пластинка какого-нибудь захудалого Сида Барретта в Москве стоит столько, что на эти деньги можно купить пять новых американских винилов на амазоне. И я не шучу. Американцы вот ругаются в комментариях на том же амазоне — мол, «ничего себе, одна пластинка стоит 40 долларов, дороооого», а русские идут и покупают какую-нибудь запиленную чепуху в разваливающемся конверте за 5 тысяч рублей и не жалуются.

49-5238292