Что в пост-роке действительно круто, так это многокилометровые названия групп, поражающие своей аутичностью, и соответственно — название треков в тысячу знаков длинной. Если группа называется Godspeed You! Black Emperor или Green Milk From The Planet Orange, то ее можно не слушать, она и так очень крутая — какая разница, что они там еще что-то играют. Но если вам этого мало, то без бутылки тут не разобраться.
Термин «пост-рок» принадлежит перу музыкального критика Саймона Рейнольдса, который так обозвал стиль группы Bark Psychosis, в частности — звучание их альбома «Hex», записанного зимой 1992 года, но выпущенного лишь в 1994. Новую терминологию подхватил культовый журнал The Wire, который тут же скормил тренд своим читателям, «не таким как все».
В 90-х панихиду завели Tortoise, а подхватили все кому не лень. По сути, это саунд-дизайн для музыкантов, которые не умеют петь, но могут слепить двадцатиминутный трек всего из трех лупов — монотонную молотильню со скрежетом минорных гитар без навязших на зубах куплетов-припевов. А если вокал и присутствует, то его задача — не нести свет истины в темное царство, а выступать в качестве мелодического дополнения, утонувшего в колодце многочисленных эффектов.
Возьмите композиционные принципы психоделического хиппи-рока, джазовые элементы Орнетта Коулмана, гибрид краута и электроники в духе Disco Inferno, мучительный эмбиент а-ля Брайан Ино в лучшие годы, а также прогрессив-метал-фьюжн в стиле ранних сольных проектов Тони Левина, хорошенько перемешайте, и получится ваш пост-рок. Кушайте, главное — не заляпайтесь.
Пост-рок — это музыка для студентов. Ее слушаешь до тех пор, пока не появляются деньги на нормальную еду: съешь один раз стейк и больше смотреть не можешь на лапшу быстрого приготовления. Но до диплома еще пару лет, поэтому распаковываешь брикет «Доширака», а в уши вставляешь пост-рок. Слушать все это в десятых не представляется возможным, но как-то слушается, а Mogwai даже новый альбом выпустили — совсем сбрендили старики. Черно-белые картинки из соцсетей не врут — это реально тлен и безысходность.
В конце 70-х предвещали смерть року, в 80-х предвещали, в 90-х, в 00-х, сейчас предвещают, а он живее всех живых — тут вам и AC-DC румяные, и Scorpions бодренькие, и Deep Purple на все руки мастера. Вся козлиная стая в сборе. Приятно, конечно, что пост-рок своей приставкой «пост» намекает на смерть рока — всем этим старикам действительно неплохо было бы повиснуть на петле блюзовой гармонии, но и на этот раз дальше намеков дело не идет. Раз назвался гробовщиком, так рой могилу, но наш пост-рок не такой, не хочет мозолей на нежных ладошках, ему подавай все по райдеру — «new car, caviar, four star daydream, think I’ll buy me a football team».
Хотя удивительно — современному слушателю не нужен герой а-ля Курт Кобейн, у него (слушателя) попросту нет времени, чтобы его полюбить. А без героя нет никакого рока.
Только за сегодняшний день вышло больше десяти интересных релизов, и нет физической возможности все это чудо ушами охватить, не то что полюбить лирику сутулого нерда с немытой головой и грустными глазами. Но пятнадцатилетние в пластиковых очках зачем-то играют музыку своих дедушек, под шум барабанов, распинаясь про вечное лето и измены. Ну, просто полное все. Эмтивишные герои повзрослее забились татуировками и наркотиками, но все равно выглядят, как Бейонсе, и даже гостиничные номера громят, потому что так написано в контракте.
Основная проблема в том, что в пост-роке не было и не могло быть эталона — он вобрал в себя всевозможные жанры, но ничего нового так и не смог предложить слушателю, потому что сумбурную компиляция ретро-элементов даже при большом старании трудно продать, как «новое слово в науке и технике». Поэтому пост-рок продемонстрировал все приемы, на которые был способен, и быстро сдулся как явление. Но мы не снобы, иногда и трупами не брезгуем — всем пост-рок, пацаны.
Post-rock Is Dead by Метрополь on Mixcloud