rel-0-9905882

rel-a-9875806

rel-1-1606929

В 2008 году психологи из университета Британской Колумбии опубликовали в журнале Science обзор различных экспериментов, в которых сравнивалось поведение религиозных и нерелигиозных людей. Обобщенный результат можно передать так: религия стимулирует человека быть хорошим, если он про нее как раз только что думал.

Во всех исследованиях, где испытуемые знали о том, что ученых интересуют их отношения с религией, верующие регулярно демонстрировали более хорошее поведение, чем атеисты. Во всех социологических опросах, включающих как вопрос о религии, так и вопрос о благотворительности, верующие неизменно показывают более высокий уровень вовлеченности в добрые дела, чем атеисты. В экономических играх в лабораториях они тоже вкладывают в общий фонд больше денег.

rel-21-2645044В то же время, большую роль здесь играет именно своевременное напоминание о существовании Бога. В экономических играх верующие больше заботятся об общественном благе, если в ожидании эксперимента они прочитали текст, в котором упоминаются религиозные ценности. Но, что характерно, на атеистов настолько же выраженный эффект оказывает текст, в котором упоминаются светские моральные ценности. Если не давать людям ничего читать, и те, и другие ведут себя как жадины. В отсутствие наблюдения разница между верующими и атеистами не выражена: если они встречают по дороге в лабораторию подсадную утку – актера, который изображает, что плохо себя чувствует – и те, и другие остановятся помочь с одинаковой вероятностью: все зависит от того, насколько они торопятся пойти поучаствовать в эксперименте про моральные ценности.
rel-3-7243131

Если вы заинтересованы в том, чтобы ваше сообщество сохранилось надолго и не перемешалось с другими группами людей, то именно религия обеспечит эффективное решение этой задачи. В 2003 году Ричард Сосис и Эрик Бресслер проанализировали 277 американских общин, основанных в промежутке с 1663 до 1937 года (в итоговый анализ вошли только те 83 сообщества, по которым удалось найти достаточно данных – 30 религиозных и 53 светских). Для каждой общины авторы собрали информацию о количестве затратных ритуалов и сложных правил, регламентирующих семейную и сексуальную жизнь, употребление еды, напитков и психоактивных веществ, внешний вид участников и прочие аспекты их поведения. Также исследователи проанализировали динамику численности сообществ и общую продолжительность существования каждого из них. Выяснилось, что существует четкая связь между сложностью ритуалов и успешностью поддержания сообщества. Группы, в которых количество трудновыполнимых традиций (таких, как запрет на употребление определенной пищи или очень жесткие требования к одежде) было больше 11, существовали в среднем дольше 60 лет. Сообщества, в которых было разработано меньше 2 затратных ритуалов, не дотягивали и до 10 лет. Наверное, излишне упоминать, что все общины с большим количеством сложных ритуалов были религиозными: светские не способны придумать столько бессмысленных вещей.

rel-8-3243058В 2011 году один из авторов этого исследования разработал чудовищно сложную компьютерную модель, позволяющую рассчитывать вероятность присоединения к религиозной группе новых членов и отступничества существующих. Она учитывает множество параметров – харизму лидера, присутствие внешних врагов, даже использование интернета членами группы, ведь модель применима и к современности. В целом получается, что, действительно, группы с дорогостоящими ритуалами оказываются более устойчивыми. Во многом это связано с тем, что упорное соблюдение очевидно сложных ритуалов подавляет всех сомневающихся, как снаружи, так и внутри группы: если народ тратит столько времени на свои практики, то, наверное, в этом что-то есть? В выводах авторы также намекают, что при соблюдении научных рекомендаций, следующих из модели, можно замутить религиозное сообщество, способное эффективно вербовать террористов-смертников.
rel-4-9542861

Любой зануда вам скажет, что корреляция не означает причинно-следственной связи. Но, да, существенная часть исследований религии и здоровья показывает пусть и слабую, но статистически достоверную связь между этими параметрами: религиозные люди чувствуют себя в среднем лучше и живут дольше. Скорее всего, это связано не столько с верой в Бога как таковой, сколько с соблюдением религиозных предписаний: религии обычно не очень поощряют курение и обжорство, а также снижают уровень тревожности (то есть разрушительных гормонов стресса).

Можно представить себе и прямую пользу от религиозных традиций. Допустим, обрезание, которое практикуют иудеи и мусульмане, снижает риск заражения вирусом папилломы человека и некоторыми другими инфекциями (вот на эту тему совершенно безбашенное исследование, проспонсированное фондом Билла Гейтса: врачи взяли толпу сельского населения Уганды, половину обрезали, и наблюдали за тем, кто как заражается инфекциями). Христианам повезло меньше, но по крайней мере у них есть посты, а ограничение калорийности рациона, которое при этом почти неизбежно, вроде бы способствует увеличению продолжительности жизни. А еще у них есть ладан, а про его действующее вещество, ацетат инценсола, недавно выяснилось, что оно обладает выраженным антидепрессивным эффектом. Ну, по крайней мере, если его вводить мышам внутрибрюшинно.

rel-b1-2590691

rel-51-5402451

rel-10-6782169Отчасти это можно рассматривать и как довод за, а не против: когда у общества все плохо, религия процветает, привет Марксу. В 2009 году Грегори Пол опубликовал исследование 17 развитых стран, в котором обнаруживается множество негативных корреляций между уровнем религиозности общества и показателями общественного благополучия. Светские страны, такие как Япония или Швеция, отличаются низким уровнем детской смертности, подростковых беременностей и высоким имущественным равенством по сравнению с религиозными странами, такими как Ирландия или США.

Пол не включал в анализ ни развивающиеся страны, ни третий мир, потому что иначе было бы слишком сложно провести адекватное сравнение. На постсоветском пространстве религии пока еще относительно мало, но это потому, что с ней боролись; в арабских странах религии много, но это потому, что заявлять там о своем атеизме было бы неосмотрительно. Тем не менее, если посмотреть на данные опроса Gallup о значимости религии в повседневной жизни, то становится очевидно, что в пятерке самых светских стран мира (Эстония, Швеция, Дания, Норвегия, Чехия) жизнь, безусловно, более сытая и безопасная, чем в пятерке наиболее религиозных стран (Египет, Бангладеш, Шри-Ланка, Индонезия, Конго).

rel-6-9641241

США – самая религиозная из развитых стран. Более 90% американцев заявляют, что верят в Бога. Но картина резко меняется, если ввести поправку на уровень образования. В соответствии с опросом 1998 года, среди членов американской Академии наук 72,2% атеистов и 20,8% агностиков – в Бога верят только оставшиеся 7%. Интересно, что наименее религиозными среди американских ученых оказались физики – среди них 79% атеистов, в то время как среди биологов всего 65,2%. В еще большей степени эта тенденция выражена в Великобритании. Среди членов Лондонского королевского общества, местного аналога Академии наук, решительно отрицают персонализированного Бога 78,5% ученых, а твердо уверены в его существовании 3,7%.

rel-11-7662913В августе 2013 года был опубликован мета-анализ 63 исследований, посвященных поиску взаимосвязей между религиозностью и интеллектом. Работа показала достоверную, хотя и слабую, отрицательную корреляцию: в среднем верующие немножко глупее атеистов. Авторы работы предлагают несколько объяснений этого факта. Возможно, умные люди – нонконформисты. Другой вариант – развитое аналитическое мышление противоречит возможности принять религиозные догматы. Или, возможно, умные люди меньше нуждаются во внешних запретах для контроля за своим поведением. Научные журналисты предлагают еще четвертую версию: религия – глупость, и высокий уровень интеллекта делает этот факт более очевидным.

rel-7-5718296

rel-12-5409471Судя по результатам демографических исследований, атеисты – это лучшие кандидаты на роль супругов, друзей и коллег. Из-за того, что они в среднем умнее и лучше образованы, они, естественно, и зарабатывают больше денег. По данным Gallup, если семья зарабатывает меньше $20000 в год, то она будет считать религию важной частью своей жизни в 67% случаев. При доходе свыше $75000 в год продолжают всерьез интересоваться религией только 49% опрошенных. Правда, голландские ученые полагают, что в богатых странах религиозность, наоборот, может способствовать карьере, а атеизм положительно сказывается на доходе только в бедных странах (Россия в эту группу включена).

Более высокий уровень жизни приводит к тому, что неверующие реже совершают преступления. Сколько атеистов в американских тюрьмах – вопрос дискуссионный, но оценки колеблются в районе 0,2-0,07%, то есть в любом случае намного меньше, чем в среднем по популяции. Неверующие – разумеется – более толерантны. Среди американцев, никогда не посещающих церковь или заглядывающих в нее изредка, гомосексуальность считают морально приемлемой 76%, а среди тех, кто ходит на службы еженедельно – только 21%. Кроме того, атеисты чаще поддерживают легализацию марихуаны. А еще неверующие женщины охотнее занимаются оральным сексом; последнее обстоятельство, возможно, играет какую-то роль в том, что неверующие и разводятся реже, чем религиозные (правда, конечно, этот удивительный факт подтверждают не все исследования). И наконец, мы заботимся об общественном благополучии, как умеем: совершенно фантастический для России процент нерелигиозных людей обнаруживается на московских митингах протеста. Это при том, что доля людей, относящих себя к какой-либо конфессии, среди городского населения в России даже больше, чем среди сельского, чего вообще-то в мире почти не бывает. Впрочем, Россия всегда была страной противоречий.