В 2012 году французские ученые опубликовали очень милое исследование о психологии воздействия алкоголя. Они не только в очередной раз продемонстрировали, что алкоголь повышает уверенность человека в собственной привлекательности — они еще и доказали, что для этого и пить-то не обязательно. Человек дает высокую оценку видеороликам со своим участием, если считает, что недавно употребил алкоголь, и более низкую — если думает, что выпил безалкогольный напиток. Что он при этом пил на самом деле — совершенно неважно.

Эта работа хорошо объясняет, почему алкоголь занимает такое важное место в нашей культуре. Привлекательность, или хотя бы ее иллюзия — это самый важный ресурс, который у нас есть. Быть красавчиком — страшно выгодно.

Люди стремятся проводить рядом с симпатягами как можно больше времени. В принципе, этот факт упоминается в научных статьях, хотя и излагается сухо и политкорректно. Лучшее объяснение такому поведению предлагает в своей колонке эволюционный биолог Дарио Маэстрипьери: мы просто надеемся повысить наши шансы с ними переспать! Эта призрачная надежда приводит ко вполне осязаемым результатам: красивых людей охотнее берут на работу (во всяком случае, начальники противоположного пола) и предлагают им больше денег, чем кандидатам, которые не вызывают влечения.

Канадские социологи, вообще склонные набирать гигантскую статистику на все случаи жизни, в течение многих лет собирали данные о благополучии жителей страны, отмечая не только уровень заработка, но и физическую привлекательность опрошенных. В 2001 году американцы обобщили эти данные, добавив немножко своих исследований, и продемонстрировали на выборке в несколько тысяч человек, что красавцы зарабатывают на 5% больше, чем люди с обычной внешностью, но зато эти последние все же зарабатывают на 9% больше, чем некрасивые.

Экономисты из Италии недавно опубликовали препринт статьи, описывающей процесс устройства на работу. Они разослали 11 тысяч резюме, в которых были перечислены одинаковые достижения, но различались личные данные — в частности, к тексту могла прилагаться фотография красивого или некрасивого человека. Выяснилось, что работодатели откликаются на резюме красивых мужчин в 47% случаев, а на резюме красивых женщин — в 54% случаев. Для резюме с некрасивыми фотографиями частота откликов была гораздо ниже: 26% и 7% соответственно.

Исследования показывают, что красавцы обычно кажутся нам более умными и компетентными, чем обычные (а тем более некрасивые!) люди. Традиционные объяснения насчет стереотипов и пристрастности на самом деле ничего не объясняют: почему стереотипы работают именно в этом направлении? Более интересные объяснения затрагивают эволюционную биологию и сводятся к тому, что более красивые люди на самом деле умнее, потому что в принципе обладают более удачной комбинацией генов.

Это утверждение изящно обосновывают гуманитарии Сатоши Каназава и Джоди Ковар. Они выстраивают следующую логическую цепочку:

В рамках этой логики, отмечают авторы, красота должна коррелировать не только с интеллектом, но и с любыми другими качествами, повышающими вероятность достижения высокого социального статуса.

Профессиональные биологи и эволюционные психологи гораздо осторожнее в формулировках, чем увлеченный своими идеями Каназава, но в целом не отрицают идею о том, что некая связь между красотой и умом может существовать. Чаще всего обсуждается такой параметр, как симметрия лица и тела: мозг воспринимает ее как важное условие красоты, и в то же время она коррелирует с некоторыми интеллектуальными свойствами, например, с сохранностью когнитивных функций при старении. Речь идет о том, что высокая степень симметрии указывает на некую удачную комбинацию генов и на благоприятную внешнюю среду при взрослении, и это одновременно кажется нам красивым и положительно сказывается на работе всех органов, включая головной мозг.

С симметрией лица, положим, мы толком ничего не можем сделать (в реальной жизни речь идет о таких незначительных искажениях, что их бессмысленно пытаться исправлять пластической хирургией, их и осознать-то практически невозможно), но есть горы параметров красоты, с которыми можно работать. В соответствии с недавним российским социологическим исследованием, красавица должна быть стройной, с длинными волосами и большими глазами, а также, что характерно, умной. С интеллектом мы уже разобрались, длинные волосы ассоциируются со здоровьем, большие глаза — с молодостью (они характерны для детенышей), стройность — скорее культурный параметр, хотя тут тоже бывают биологические спекуляции (более выражено различие между бедрами и талией; сложнее скрыть беременность; да мало ли). Как разобраться с волосами, интеллектом и похудением, «Метрополь» уже рассказывал, а про глаза мы подумаем. Успехов в карьерном росте!