Весь год Александр Павлов смотрел за вас кино. Всякое: плохое, хорошее, неизвестное. В основном, конечно, плохое. Много плохого. Однако по итогам года он отобрал для вас десятку лучших фильмов. В списке есть то, что не всякому понравится (например, Кроненберг), но в целом почти все смотрибельное, и даже смотрибельное с удовольствием. Если не было времени смотреть много плохих фильмов в уходящем году — посмотрите 10 хороших.

Едва ли не самый интересный феномен в современной культуре, Квентин Дюпье — человек, обладающий многими талантами, — продолжает покорять волшебный мир кинематографа и сердца любителей странных фильмов. После первой попытки сделать в Соединенных Штатах легкий французский сюрреализм с загадочным названием «Неправильно» он продолжает оттачивать мастерство. В этот раз Дюпье подарил нам что-то невероятное — «Неправильных копов». Вы, кстати, знали, что в свое время многими Линч воспринимался как «французский» режиссер? Думаю, Дюпье должен был восприниматься во Франции как «американский» режиссер: в его творчестве можно обнаружить движение к традициям американского киносюрреализма, в котором вместо линчевского жуткого присутствует фирменное нелепое от Дюпье, и это прекрасно. Хотя в нашем прокате фильм, как всегда, вышел с большим опозданием, у отечественного зрителя была возможность посмотреть эту картину и на большом экране.

Австралиец Марк Хартли снял не одну документальную ленту. В 2008-м он представил на суд общественности дикую, нерассказанную историю «Не совсем Голливуда» о мире австралийского эксплуатационного кино, а в 2010 году порадовал зрителей рассказом «Девки с мачете на свободе». Еще за душой у Хартли ремейк классического австралийского хоррора «Патрик». Но его главная работа вышла именно в 2014 году. В год смерти одного из самых великих людей на земле — Менахема Голана — Хартли в третий раз обратился к документалистике и снова рассказал историю (опять же дикую и опять же нерассказанную) о том, как два брата повлияли на мир кино и на вкусовые предпочтения зрителей всего мира. Ниндзя, Чак Норрис, Сильвестр Сталлоне, «Король Лир» Жан-Люка Годара, «Пьянь» Бербета Шредера, Франко Неро, Шо Косуги и многое-многое другое — все то, что мы так любили в славные времена VHS. Миру еще предстоит вникнуть в нюансы и осознать роль компании Cannon Films в истории кино. Сейчас же ясно одно: роль эта была велика. И Марк Хартли знает это как никто другой.

А ведь я помню времена, когда слово «хипстер» у нас еще не обозначало то, что обозначает теперь, а щеголять словосочетанием «Уэс Андерсон» не было модным. За то, что ты упоминал это имя в приличной компании, можно было получить от нормальных пацанов. Помню, как в 2008 году зрители, посмотрев «Поезд на Дарджилинг», выходили из кинотеатра с недовольным видом и лишь разводили руками: было непонятно, для кого это сделано. Прошло время, и Уэс Андерсон нашел благодарную аудиторию в лице хипстеров — теперь это самый модный режиссер у самых модных людей. Тем не менее Андерсон остается верен своему стилю и своей идеологии. И даже любовь молодых хипстеров к его последним творениям не может помешать нам, старожилам, которые любили Андерсона до того, как это стало модным, ценить его творчество. Конечно, это не «Семейка Тененбаум» и не «Академия Рашмор», но все равно «Отель „Гранд Будапешт“» остается одним из самых ярких впечатлений этого года.

Что бы ни снял Дэвид Кроненберг, его фильм обязательно попадет в мою личную десятку лучших картин за год, потому что Кроненберг едва ли не единственный последовательный режиссер, который сознательно делает все возможное, чтобы не стать мейнстримным — пусть и автором, но мейнстримным. Хотя этот фильм шокирует не больше, чем последние творения режиссера, в нем есть весьма пикантная изюминка — сцена в туалете, едва ли не самое интимное и замалчиваемое место современной культуры. Персонаж Джулианны Мур сидит на горшке и ведет беседу о том о сем с героиней Мии Васиковски. Настолько круто сцены в туалете еще не снимал никто — ни Кубрик, ни братья Фаррелли. Впрочем, фильм надо смотреть не из-за одного этого эпизода. Постарайтесь досидеть до конца — потом вам это зачтется.

И хотя это кино датируется 2012 годом, в России его посмотрели лишь в 2014-м. Коэны все еще остаются стариками, которые смогли найти себе место в сложном американском кино, даже голливудская слава их не испортила. Хотя и подпортила. Их последний фильм — про «талант — но не гений». Собственно, если ты, читатель, талантливый, но не настолько, чтобы перестать быть неудачником, — тогда это кино для тебя. Прелесть картины в том, что главный герой остается верен себе даже тогда, когда знает, что его талант может быть таковым лишь в коллективе. От всех возможностей включить свой талант в общую синергию какой-либо группы Льюин отказывается, потому что он — индивидуальность, а еще — тот самый лузер. Но это неудачник, который не может позволить себе быть успешным за счет таких же неудачников. Этот фильм нашел такой живой отклик в сердцах творческих людей потому, что они с радостью (или без оной) узнали себя в лице главного героя, — и не нашел отклика по той же самой причине. Посмотрите, если не видели. И да, в фильме есть котик.

Немного Новой Зеландии. Комедия о нескольких вампирах, которые живут в одном доме, пьют кровь и пытаются найти себе место в современном мире. Правда, у них это не очень получается. Когда вампирская тема, казалось бы, уже ушла из современного кинематографа, выяснилось, что она не совсем ушла, а всего-то перешла. Теперь вампиры и, кстати, их лютые враги оборотни окопались в Новой Зеландии. Концентрация шуток на единицу времени в фильме велика, поэтому смотреть можно в свое удовольствие. Те же, кто оставляют о фильме комментарии в стиле «посмотрел 15 минут и выключил», могут пересмотреть «Сумерки». То есть если вам нравятся «Сумерки» — подумайте, браться ли за эту комедию. И да, официальное название, под которым картина вышла в России, ужасно: тот, кто придумал презентовать ленту под названием «Реальные упыри», сам реальный упырь, без вкуса и капли совести.

Фильм про то, как женщина грезила об идеальном браке с классным парнем, который любит фильмы с Адамом Сэндлером. Но из-за того, что парень не старался, женщина решила брак прервать — своеобразным способом. Если оценивать фильм Финчера как триллер с наличием роковой женщины, то, конечно, это далеко не лучшее кино в этом году. Но если рассматривать ленту как комедию, то есть ультрапародию на триллер, тогда фильм предстает в совершенно ином свете, и мне кажется, что его нужно воспринимать именно так. Одним из лучших фильм делает именно эта его инновационность: под видом серьезного кино подается тонкая комедия. При этом прелесть в том, что часть зрителей может наслаждаться им как триллером, а часть — как комедией. И даже если Финчер сделал это нехотя, у него получилось что-то прекрасное. Финчер — странный режиссер, он пережил и взлеты, и падения. Определенно, сейчас он на подъеме.

То, что в этой десятке две картины из Австралии и одна из Новой Зеландии, весьма показательно: ответ на вопрос, где в этом десятилетии будут сниматься самые интересные фильмы, напрашивается сам собой. Пересказывать сюжет ленты — дело столь же бессмысленное, сколь и неблагодарное. Ясно одно: в фильме персонаж Итана Хоука путешествует в прошлое, чтобы поймать опасного преступника. Вот, пожалуй, и все, что мы видим на экране. Братья Спириги сделали еще более авторский фильм о путешествиях во времени, чем их предыдущая концептуализация вампирской антиутопии «Воины света». «Патруль времени» отныне может по праву считаться ярким образчиком лоу-сай-фай-триллера. Радует и то, что Итан Хоук, который почему-то в последнее время стал раздражать зрителей (на самом деле — меня), в этом фильме выглядит будто бы на своем месте. То есть картина настолько качественная, что даже этот актер не портит впечатления о ней, а это едва ли не лучшая похвала режиссерскому мастерству.

В то время как некоторые видеоигры становятся все более кинематографичными, некоторые фильмы отчасти становятся все более похожими на видеоигры. «Грань будущего» — как раз такой случай. Создается впечатление, будто смотришь стрим очень сложного шутера. В результате невидимый стример овладевает мастерством игры настолько, что проходит Томом Крузом остаток фильма без возможности сохранения. Одним словом, высокобюджетная версия недавнего фантастического триллера «Исходный код» с Томом Крузом и Эмили Блант вместо Джейка Джилленхола и Мишель Монаган соответственно. А стало быть, больше экшена и больше зрелищности. Ну и приятно, конечно, посмотреть, как простой американский пиарщик без высоких моральных стандартов становится супервоином, способным спасти человечество от атаки злых пришельцев.

Наряду с «Электрическим бугало» это второй фильм из списка, который уже не попал в отечественный прокат. Меж тем это действительно стоящая антиутопия про классовое расслоение в поезде, вечно мчащемся в условиях убийственной мерзлоты. Пон Чжун Хо, как ни странно, оказался последним из трех самых интересных корейских режиссеров, кто вышел из национального кинематографа на международный уровень (двое других — Ким Чжи Ун с его «Возвращением героя» и Пан Чхак Ук с «Порочными играми»). Однако, в отличие от других авторов нового корейского кино, Пон Чжун Хо на Западе чуть ли не поголовно считают главным режиссером, который производит именно культовое кино. До сих пор ему был чужд экшен или хотя бы динамичность, характерная для двух других упомянутых авторов (он даже фильм про динозавра смог сделать скучным). Однако картиной «Сквозь снег» Пон Чжун Хо показал, что может делать экшен ничуть не хуже своих соотечественников, и показал убедительно.