Область: экспериментальная психология

Источник: Winterich et al., «Береги себя: аффективная самозащита усиливает эгоистичное, неэтичное поведение», Organizational Behavior and Human Decision Processes

125-4855143

Как показывают их остроумные эксперименты, даже легкое чувство отвращения изменяет человеческое поведение, причем не в лучшую сторону: мозг, оскорбленный какашкой, снижает моральные стандарты и дает сознанию карт-бланш на обман, кражу и даже предательство. А мы и не подозреваем.

Если в литературе «наше все» — это Пушкин, то в биологии — Чарльз Дарвин, интеллигентный английский ипохондрик, который весьма многословно высказывался по любому поводу (сложно придумать более затертое биологическое клише, чем «еще Дарвин отмечал»). Так вот, еще Дарвин отмечал, что отвращение должно было появиться в процессе эволюции как защитная реакция, помогающая отличать съедобное от несъедобного и потенциально болезнетворного.

220-6088205

Но мозг — сложная штука. Стимулами и реакциями — то есть причинами и следствиями — в нем занимаются разные «офисы», разнесенные по разным концам «большого города». Взять, например, голод. В офис настроения из офиса сытости приходит письмо, сообщающее, что ситуация с едой вызывает опасения. Офис настроения принимает это к сведению и начинает слать письма во все остальные точки мозга — но в них уже нет ни слова про еду, а все только про трудные времена.

Раз трудные времена — значит надо от них защищаться. И вот вы уже злобно огрызаетесь на окружающих, хотя до каннибализма вам явно пока далеко. Только знатоки рекламы осознают, что в такой момент нужно сникерснуть, — остальным кажется, что в мире просто все вдруг стало мрачнее.

321-4900493

Это целая программа, изменяющая наше поведение и видение реальности таким образом, чтобы сделать выживание наиболее вероятным. Именно так, по словам специалистов из Пенсильвании, Техаса и Аризоны, и работает отвращение.

Психологи предположили, что отвращение, как и другие реакции самозащиты, должно вызывать у человека инстинктивный порыв поставить свои личные интересы выше интересов окружающих — и общества в целом. Вероятность аморального поступка возрастает, если человек попадает в критическую ситуацию: в этом случае он пойдет по головам, лишь бы спастись самому. Может ли что-то подобное происходить при контакте с чем-нибудь отвратительным?

В одном из экспериментов ученые делали вид, что изучают спрос на потребительские товары. Одним испытуемым давали списки нейтральных предметов: лампочки, витамины, шариковые ручки, —  другим — список, в который входили подгузники, прокладки и средства от поноса.

420-5450876

Обман испытуемых на этом не заканчивался. Следующим этапом была игра, в которой задавались вопросы на эрудицию. Испытуемым говорили: одна из групп получит за правильные ответы денежное вознаграждение, другая не получит — изучаем, мол, влияние денег на интеллект. Но на самом деле ни деньги, ни правильность ответов ученых не интересовали.

Участникам говорили, что распределиться по группам они должны сами путем подкидывания монетки. За подкидыванием никто не наблюдал. То есть испытуемым ничто не мешало соврать и просто определить себя в группу с вознаграждением, что при любом исходе явно выгоднее.

Те, кто оценивали лампочки с витаминами, разделились на «денежную» и «безденежную» подгруппы примерно поровну: 52 % против 48 % (такое распределение вполне соответствует случайному выпадению орла и решки при подбрасывании монетки). Группа с прокладками и поносом вела себя существенно хуже: в «денежной» подгруппе внезапно оказалось не 50, а 63 %. То есть даже легкого, почти незаметного отвращения было достаточно, чтобы люди стали больше врать с меркантильной целью.

В другом эксперименте испытуемым сначала показывали мерзкий видеоролик (сцену с грязным туалетом из фильма «На игле»), а потом предлагали разделить денежное вознаграждение с невидимым партнером, которого на самом деле не было. У участников было два варианта: либо оставить себе 2 доллара, а воображаемому партнеру отправить 3, либо наоборот. Причем эксперимент был организован таким образом, что для дополнительного заработка испытуемым приходилось соврать, отправив партнеру ложное сообщение. Контрольная группа, которой показывали документальный фильм про коралловые рифы, обманывала партнеров в 35 % случаев. Группа с туалетной сценой врала почти в два раза чаще — в 67 % случаев.

520-2648388

Затем им предлагали расшифровать 10 анаграмм. Пользоваться бумажкой и ручкой разрешалось, но при этом выполнять задания надо было по порядку, не пропуская ни одного. Вознаграждение обещалось тем, кто расшифрует не менее четырех анаграмм. Но сами решения никак не проверялись: участников просто просили указать количество успешно выполненных заданий. Трюк заключался в том, что третья анаграмма была нерешаемой. Поскольку по правилам решать задания нужно было по порядку, вознаграждение не должно было достаться никому. Тем не менее 27 % людей из контрольной группы указали, что успешно справились с заданием. Но из добровольцев, вспоминавших отвратительную историю, денег требовали аж 52 %.

Наконец в последнем эксперименте психологи выдвинули любопытную гипотезу: если гадость делает людей аморальнее, то чистота, наоборот, может делать их более добросовестными. Людям снова показывали сцену из «На игле» и предлагали обмануть невидимого партнера, но между этими заданиями их просили оценить список товаров, который на этот раз состоял из чистящих средств и шампуней. Несмотря на то, что ощущение чистоты в этом случае было исключительно виртуальным, простое переключение внимания на чистящие средства снижало склонность к обману в полтора раза.

Авторы работы считают, что результаты их исследования имеют огромное практическое значение. Чистота, как показывают новые данные, — это не просто украшение окружающего пространства (и залог здоровья, как, наверняка, отмечал еще Дарвин), но и мощный способ манипулировать людьми. Грязные улицы, рабочие места, школьные кабинеты и университетские аудитории, магазины, туалеты — все это может вызывать в людях склонность к аморальному поведению и в конечном итоге вредить бизнесу и государству. Если уделять больше внимания чистоте, то людей можно сделать порядочнее и добрее — такой вот нехитрый способ улучшить человека.

618-9523927