Иные знатоки утверждают, что в Советском Союзе все искусство, включая мультипликацию, служило интересам партии, от пропаганды просто продыху не было! Плюнь в собаку — попадешь в плакат со Сталиным. Я по наивности тоже так думал, но оказалось, что пропагандистских мультфильмов в СССР было снято не так уж и много.

Отчасти это связано с тем, что молодой стране было не до движущихся картинок, да и товарищ Ленин важнейшими из искусств назвал кино и цирк, а про мультики ни словом не обмолвился. Сталин же к такого рода чудачествам дышал ровно, он все больше фильмы с Любовью Орловой уважал, и мультипликация долгое время была уделом досужих фанатиков при «Ленфильме». В 1925 году власти все-таки выделяют кое-какие копейки на короткие пропагандистские мультфильмы. Снимаются они на студии «Культкино» в технике вырезной перекладки, которую позже в своих мультфильмах для «Монти Пайтона» будет применять Терри Гиллиам.

Только после того, как на Московский кинофестиваль свою пленку с приключениями рисованной мыши присылает малоизвестный мультипликатор Уолт Дисней, правительство СССР тут же приходит в себя и учреждает в 1936 году студию, которая призвана стать главным поставщиком анимационного вооружения, — «Союзмультфильм».

Почему же так мало анимированной агитационной продукции выпустил «Союзмультфильм» — ведь, казалось бы, студию учредили очень даже вовремя? В 1941 году мультипликаторов эвакуируют в Самарканд. Помещения у бедолаг нет, те сатирические крохи, что выпускает студия, создаются на коленке мультипликаторами, еще не ушедшими на фронт или не припаханными к созданию агитплакатов. Материалов не хватает, так же как и рабочих рук. Студия более-менее обустраивается к 1943 году, но тут эвакуация заканчивается, и приходится переезжать обратно в Москву. Из-за этой суеты рисованных агиток на изголодавшийся по мультикам фронт было поставлено критически мало.

Зато после войны «Союзмультфильм» не останавливается и, как будто в попытке реабилитироваться за вынужденное бездействие в тяжелый для Родины час, наверстывая упущенное, снимает, помимо прочего, немало мультфильмов как о Великой Отечественной войне, так и о холодной. Госзаказы на пропаганду прекратятся только с падением Берлинской стены. Все, воевать мультипликаторам уже не с кем.

«Сказ о том, как красный воин Коминтернов за буржуями летал», — поясняют нам авторы мультфильма. Начинается картина с демонстрации зверств уродливых монстров-буржуев, которые в буквальном смысле пьют кровь рабочего, лежащего у них на столе. Приходит Коминтернов, зло пучится, скалит зубы, и в панике кособокие упыри сгребают все свое богатство, садятся в космолет-галошу с нарисованной на боку свастикой и улетают на Марс. Коминтернов не теряется, рабочие и крестьяне по-быстрому сооружают свою ракету и пускаются за буржуями в погоню. Футуро-сюрреалистический черно-белый мультфильм выполнен в упомянутой выше технике вырезной перекладки и сейчас больше похож не на сатиру, а на какой-то спайсовый бэд-трип. Психопатическая жуть разворачивается на экране под бодрое бряканье пианино, что придает мультфильму странный, абсолютно не вяжущийся с визуальным рядом комедийный задор. Рекомендую посмотреть этот шедевр в озвучке нойз-рокеров Won James Won.

Еще одна жутковатая мультипликационная притча о борьбе рабочих и крестьян с проклятыми паразитами. В минималистичной манере литографной листовки нам показывают, как некий жирный нэпман чревоугодничает, самозабвенно заводя выпученные глаза к небу, обпивается до того, что падает и развратничает, заставляя явившуюся из воздуха девицу плясать чечетку на его животе. После всех этих антисоветских утех он произносит: «В Прибалтийский край», — и из его рта выезжает железнодорожный состав с надписью «В Ригу». Понятно, что все это иносказания и политические намеки на злобу дня, но мультфильм заканчивается довольно недвусмысленно: всех его участников, кроме рабочего и крестьянина, — нэпмана, двух священников «мертвой» и «живой» церкви, а также девицу — вешают на распростертых руках красноармейцев, которые превращаются после этого в новогоднюю елку. Примечательно, что это работа режиссера Дзиги Вертова, ставшего впоследствии отцом-основателем советского документального кино, и, видимо, финал этой басни продиктован тягой к реализму. Всех повесим, как игрушки на елке, — такая вот мораль.

По плавно шагающему Гитлеру можно догадаться, что к 41 году советские мультипликаторы ознакомились с творчеством Уолта Диснея и его «мультипликационным конвейером» и взяли на вооружение технику «послойного рисования». Мультфильм представляет собой сборник политплакатов. Первый объясняет, чего же хочет Гитлер, марширующий с окровавленным топором по испепеленной земле, усеянной гробами, и что он в итоге получит; второй плакат — это остросюжетный боевик, в котором фашистские подлодки, изображенные в виде несимпатичных, клыкастых щук с пушками на спине, пытаются прорваться к какому-то маяку, но их расстреливает советский флот; третий учит бороться с когтистыми гоблинами-фашистами в тылу; четвертый показывает нам в позорном виде мизерного Гитлера, который впадает в ступор, узнав о соглашении между Великобританией и СССР.

Фашистский зверь идет по Европе, земля горит под его шипованными подошвами, бомбы сыплются из его карманов, разнося в щепки разрозненные государства. Чехословакия, Дания, Голландия, Бельгия, Франция, Югославия, Греция — все в труху! Вот свиное рыло с характерными усиками, истекая слюной, подкрадывается к СССР. Бац, бац, бац — серия хуков от кулака с татуировкой звезды, и агрессор оглушен! Тревожная музыка сменяется торжественной песней о том, как все рады пойти в бой за товарищем Сталиным против «фашистских варваров».

«Мульт-сатира в 3-х аттракционах». Каждый из «аттракционов» представляет собой довольно незамысловатую зарисовку на тему имперских амбиций карикатурного, мерзкого Гитлера с мелкими редкими зубами и огромной челкой, свисающей почти до подбородка, как у Джерри Онли из The Misfits. Вот он дрессирует трех собачек: Муссолини, Хорти и Антонеску, — вот беседует с мертвым Наполеоном, и тот советует ему «ложиться рядом», а вот безуспешно жонглирует факелами, стоя на пороховых бочках, каждая из которых — страна Европы. Все просто и действенно.

Мультфильм-памфлет, снятый по мотивам сатирической комедии Евгения Петрова «Остров мира». Типажи главных героев разрабатывал не абы кто, а сам Борис Ефимов — классик отечественной политической карикатуры, единственный художник, нарисовавший карикатуру на Сталина и проживший спокойно до 107 лет. По сюжету миллионер мистер Уолк напуган гонкой вооружений и грядущим ядерным апокалипсисом, он сетует на то, что человечество сошло с ума от войн, и воздыхает о мире, как какой-нибудь Далай-лама. Прихватив семью, Уолк отправляется на необитаемый остров, который он нарекает «островом Мира», заявляя при этом лопоухому сынку с дробовиком, что не потерпит оружия на своей земле. Однако, когда на острове обнаруживается нефть, Уолк, чтобы отбиться от набежавших конкурентов, достает из подпола кучу автоматов-гранатометов, вызывает на помощь линкоры и авианосцы и устраивает настоящую Третью мировую войну.

Мультфильм по сценарию Александра Медведкина критикует так называемый план Маршалла. Как известно, СССР выступал против доктрины Джорджа Маршалла, разработавшего программу действий по восстановлению разрушенной войной Европы. Советы усмотрели в ней угрозу своим интересам. Несмотря на актуальную и по сей день критику капитализма, мультфильм в итоге запретили к показу. По сюжету в нищую страну зайцев прибывает некий мистер Удав и обещает ушастым простофилям по семь новых шкурок взамен старых. Вскоре зайцы сдают свою одежду в обмен на обещания, но к зиме подлый благотворитель отменяет свой указ, заявив в заячьей прессе, что «для того, чтобы зайцы не замерзли, для них отгружается семь пароходов сигарет». Заканчивается мультфильм довольно странно: до голых зайцев, сидящих у костра, доходит, что их обманули, но они ограничиваются лишь тем, что швыряют газету в огонь и говорят, что с них хватит, они проживут и без мистера Удава. Видимо, из-за такой вот скомканной концовки, в которой никто не сверг ни Удава, ни его волков, мультфильм и был запрещен к показу и пролежал на полке Госфильмофонда. Режиссера разжаловали в художники-мультипликаторы, всем причастным к утверждению картины в показ объявили выговор. Медведкина же вовсе уволили из «Союзмультфильма», запретив студии сотрудничать с ним. Впрочем, может, оно и к лучшему: впоследствии он стал работать в жанре документальной публицистики и насобирал за свои работы кучу государственных наград.

Авантюрный мультфильм, ориентированный строго на детскую аудиторию, о подрывной деятельности пионеров. У школы в небольшом городишке останавливается фашистский танк и нарушает мирное пионерское существование. Школу захватывают глупые носатые оккупанты во главе с лопоухим фюрером в кожаном плаще. Назначив в городе полицая, фашисты начинают бесчинства: сжигают учебники, глобус и заводят патефон. Казалось бы, надо ученикам радоваться: учебники горят, в школу можно не ходить. Но не такие они, советские дети. Пионеры пытаются выбить захватчиков из школы. В подвале разрушенного дома они организуют подпольный клуб. На спиритическом сеансе, при свете свечей, они снимают с шеи пионерские галстуки, которые после коллективного прочтения особого заклинания сливаются в одно большое красное знамя. Его-то с боем и водружают юные партизаны над школой. Знамя, в свою очередь, разверзает небо и землю, откуда, как всадники апокалипсиса, обрушиваются на врагов красные танки и самолеты! Партизанский экшен с налетом мистики должен был воспитать в детях священный пиетет перед галстуком-оберегом и карательным знаменем, повергающим в ужас врагов, как крест — вампиров.

Еще один рисованный нож в спину кровопийцы капитализма. Стильная антиутопия рассказывает о жизни в безумном, полыхающем рекламой мегаполисе. Безработный чувак в джинсовом костюме устраивается в тир к толстому улыбчивому буржую в тирольской шляпе с пером. Сперва главный герой просто переворачивает отстрелянные мишени, но за двойную плату согласен быть живой мишенью. Эксплуататор в восторге, голодная до развлечений публика валом валит в тир и палит в верткого паренька. Затем бедолага влюбляется в девушку, подметающую гильзы, они неплохо живут вместе, работая живыми мишенями, но, когда главный герой в красочной психоделической галлюцинации видит, что в тире обречены жить и также каждый день уворачиваться от пуль их дети, он плюет в морду щедрому работодателю и уходит прочь. А гигантский равнодушный город как жил, так и живет, и изворотливый буржуй находит новую пару безработных. Думаю, если б этот мультфильм показали выжившим в США в 1979 году хиппанам, им бы точно понравилось. Безумный фри-джазовый саундтрек, общее визуальное оформление, в котором поп-арт замешан с психоделикой и сюрреализмом, да и общая социалистическая мораль фильма — месиво, подходящее для бородатых волосачей, навеки застрявших в 60-х.

Разумеется, передовиками в производстве мультипликационных вооружений были и остаются США. К делу штампования анимационной агитации были привлечены гиганты того времени: студия Уолта Диснея, Warner Bros. и MGM. Они снарядили своих героев на войну c «осью зла», и те от души навешали Гитлеру, Хирохито и Муссолини смачных пендалей и звонких оплеух.

Стоит отметить, что Уолт Дисней до войны тесно сотрудничал с Геббельсом и был одним из главных противников ввязывания США в «европейскую войну». Он считал, что нужно дать немцам разгромить большевиков. Но после того, как США втянули во Вторую мировую, отступать ему было некуда. Зрители Германии были уже потеряны, и Уолту, как и его конкурентам, начали поступать заказы от министерства обороны. Когда какой-то любопытный журналист выяснил, что на производство военных мультфильмов деньги берутся из бюджета страны, вспыхнул нехилый скандал. Дело в том, что правительство США тогда активно призывало страну экономить, повышало налоги, агитировало граждан отдавать последнее на нужды фронта, и какие-то там мультики за бешеные деньги показались обывателям пустой тратой средств. Однако скандал вскоре утих — американская пропагандистская машина сделала свое дело.

Первую сатирическую агитку под названием «Похороним Ось» снял пионер американской кукольной анимации Лу Бунин. В этой зарисовке с незамысловатым сюжетом высмеиваются лидеры стран «оси»: психованный Гитлер, который убивает всех, даже аиста, который приносит его в родной дом; Муссолини, изображенный в виде бульдога (где-то мы это видели); змееподобный, скользкий гад Хидэки Тодзио. Втроем они катят на сатанинском танке, из которого в разные стороны торчат пушки, но орудие союзников еще больше — от него-то и погибают злодеи.

Еще одна пародия на лидеров стран «оси». Здесь действие разворачивается на птичьем дворе, где из черного яйца вылупляется сумасшедшая крикливая утка, начинающая толкать телеги на тарабарщине и обклеивать весь двор обоями со свастикой. Вскоре к ней присоединяется дебиловатая утка, подбородком напоминающая Муссолини, а после приплывает еще одна, с прикусом японского премьера Тодзио. Конец уток-диктаторов вполне предсказуем: все оборачивается классической массовой потасовкой, которую устраивает прежде равнодушно взиравший на все голубь-гедонист в лавровом венке, символизирующий демократию.

Самый плодовитый режиссер студии Warner, снявший 266 мультфильмов, создатель образа Розовой пантеры, Фриц Фрилинг натравил на всеобщего любимца публики Багза Банни немецкого увальня с ружьем. Классический сюжет с охотником приобретает политическую окраску, когда оказывается, что увалень — нацист. Как и в большинстве других пропагандистских мультфильмов, авторы не боятся высмеивать антигероя по национальному признаку: акцент, костюм и т. д. Отчасти из-за шуток над национальностью, да и вообще нетолерантного поведения мульт-героев большинство мультфильмов того времени запрещено в нашу эпоху политкорректности.

Мультфильм также запрещен к показу и осужден американской общественностью. На этот раз жертвами стали японцы, которые показаны такими идиотами, что с ними и воевать не надо — они сами себя уничтожат. Верх неполиткорректности! В мультфильме представители Страны восходящего солнца не умеют ничего — ни играть в бейсбол, ни готовить, ни одежду шить! Про технику и говорить нечего: самолеты запускаются из гигантской рогатки, а вместо шасси у них японец на велосипеде. По своей разрушительной силе этот мультфильм можно приравнять к бомбе «Малыш», сброшенной американцами на Хиросиму.

Эта агитка по праву занимает 22-е место в списке 50 величайших мультфильмов. Классическая комедия о тяготах простого рабочего в Третьем рейхе. Главному герою, бедолаге Дональду, приходится постоянно зиговать и орать «Хайль Гитлер!», есть хлеб, который можно распилить только ножовкой, и крутить снаряды, прямо как Чарли Чаплину в «Новых временах». Эти лишения он терпит под назойливую песенку о лице фюрера, которое ведет всех к победе. Кстати, музыкальная тема в мультфильме, написанная Спайком Джонсом, — пародия на настоящий гимн нацистской Германии.

Главный герой мультфильма снова Адольф Гитлер. Обеспокоенный тем, что его самолеты не долетают до Москвы, он решает самолично отправиться на бомбардировку столицы и выяснить, в чем дело. Но в самолет по воздуху проникают «гремлины из Кремля». Основная джазовая тема построена на мелодии песен «Эй, ухнем» и «Очи черные». Под нее, приплясывая, странные маленькие существа в папахах, с усами и в сапогах разбирают самолет Гитлера. Очень странный подход к изображению союзных войск: получились какие-то милые, но шкодливые, нелепые уродцы. Над Сталиным, однако, шутить не решились: в драке гремлины показывают Гитлеру лик вождя народов — и тот падает в обморок.

Отец Багза Банни, Даффи Дака, Друпи и еще десятка других звезд Looney Tunes не остался в стороне от боевых действий и сделал антигитлеровский мультфильм по мотивам сказки про трех поросят. Два поросенка строят домики из хвороста и соломы, поют песенки и смеются над третьим братом, который роет окопы для своего дома-крепости. Третий поросенок-милитарист стыдит братьев, показывает им последние сводки с фронта: Волк собирается напасть на Свинляндию, но оказывается, что легкомысленные поросята уже давно подписали с Волком пакт о ненападении. Несмотря на явный намек на внешнюю политику СССР, братья в ходе битвы неотличимы друг от друга, и вклад каждого из них в общую победу одинаково важен. Весь мультфильм «три веселых друга» гонят Волка и мстят врагу за «сожженную хату».

Упущением было бы с моей стороны не отдать дань уважения такому герою Великой мультипликационной войны, как Даффи Дак. Он плечом к плечу сражался с Багзом Банни на передовой (есть целый сборник из 11 мультфильмов Bugs & Daffy: The Wartime Cartoons). В этом выпуске шепелявая черная утка отправляется в тыл врага и терроризирует нацистского ястреба с его нелепым очкастым адъютантом Шульцем.

Диснеевский пропагандистский мультфильм, рассказывающий о том, как детям в нацистской Германии промывают мозги и превращают маленьких невинных созданий в жестокие машины для убийств. В рамках своей агитационной деятельности нацисты извращают смысл всеми любимых сказок (в частности — «Спящей красавицы»). Я уже говорил, что Дисней тесно сотрудничал с Рейхом (повторю я это и ниже), но, когда Уолт затребовал за первый полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов» какую-то баснословную сумму, Геббельс не только отказался платить, но еще и натравил на него все немецкие СМИ. Кроме того, Йозеф и сам разразился пылкой статьей, в которой говорил, что истинная суть национальной немецкой сказки исковеркана голливудскими киноделами, все это дешевый китч и чепуха. Видимо, мультфильм 1943 года — это своеобразная месть Диснея за проваленную премьеру в Германии.

Мультфильм снят студентами Университета Хардинга под руководством продюсера Джона Сазерленда и мультипликаторов Уильяма Ханны и Джозефа Барберы, будущих создателей «Флинстоунов», «Джетсонов», «Тома и Джерри» и многих других произведений анимационного искусства. Мультфильм снят в самом начале холодной войны. Позже студенты Университета Хардинга на государственные деньги состряпают под руководством Сазерленда еще несколько антикоммунистических мультиков, которые будут демонстрировать американским школьникам. По сюжету в родимой матушке-Америке появляется некий торговец по имени мистер Утопия и встречает кучку граждан: рабочего, крестьянина, капиталиста и правозащитника. Каждый из них чем-то недоволен: кто боссами-кровопийцами, кто рабочими-лентяями, кто несоблюдением свобод, а кого и вовсе не устраивает все это хлопотливое мироустройство. Мистер Утопия предлагает дерущимся обывателям новое универсальное лекарство — «ИЗМ»: у одних вырастут зарплаты, у других — доходы, больше не будет никаких забастовок, не нужно будет беспокоиться о голосах избирателей, а фермеров ждут небывалые урожаи. Но есть одно условие: нужно подписать договор, по которому взамен этих благ придется отдать свою свободу. Дальше нам рассказывают о самой распрекрасной стране Америке, где распрекрасно живется лишь потому, что у всех благословенных американцев есть свобода, а другим живется плохо, потому что свободы у них, дураков, нет. Граждане выпивают снадобье доктора Утопии и оказываются в страшной тоталитарной России, где нет ни собственности, ни работы, ни денег — все как Леннон завещал в песне Imagine.

Запись в дневнике Геббельса: «Я подарил 12 фильмов о Микки Маусе на рождество Вождю! Он очень обрадовался этому. Очень счастлив получить это сокровище». Гитлер  возлагает большие надежды на немецкую анимацию, и в 1941 году министерство пропаганды учреждает общество по производству мультфильмов — Zeichenfilm. Руководителем назначают Луиса Зеля, который приезжает в Германию из Рио-де-Жанейро. Первым заданием Луиса было создание большого анимационного фильма о горном духе Рюбецале, но проект провалился из-за плохой организации. После этого случая Луис пропадает из поля зрения историков, а Геббельс в 1942 году создает студию Deutsch Zeichenfilm GmbH. Далее сменяется несколько условных художественных руководителей студии. По сути, люди эти для истории не важны и свои посты занимали чисто формально, главным худруком студии всегда был Геббельс.

К сожалению, до нас дошло не так много пропагандистских мультфильмов. Жестоких, едких карикатур на лидеров стран Объединенных Наций здесь не увидишь, остались только относительно безобидные мультфильмы, в которых едва-едва просвечивает хоть какой-то намек на пропаганду нацистских ценностей и высмеивание врагов, но не более того.

Мультфильм предназначался для жителей оккупированной Франции и изобличал американских союзников, которые здесь изображены в виде любимых всеми мульт-героев: Микки Мауса, Гуфи, моряка Папая и кота Феликса. Лондонский радиодиктор с типичной семитской внешностью рассказывает о том, что на помощь Франции идут союзные войска. Глупые обыватели радуются, но вероломные мультяшки сбрасывают бомбу на французский домик. Бабах — наивное семейство убито, на руины приземляется ангел смерти с косой. Слабый, но все же какой-никакой ответ Гитлера на все эти оплеухи и пинки, которыми его осыпали в мультиках.

Целиком мультфильм не сохранился, остался лишь отрывок из документальной картины о немецкой анимации Третьего рейха. Главный герой — заяц-левак; он лежит на траве и всем мешает. Мать отправляет надоевшего лоботряса в армию. Параллельно нам показывают устройство лесной армии, в которой осы — это летчики люфтваффе, а ежи — пехота со штыками и узнаваемыми немецкими касками на голове. Сообща лесные жители расстреливают еврейского лиса и ликуют, когда тот бежит, поджав хвост.

Снятый в оккупированной Праге антисоветский мультфильм рассказывает о любви двух рыбок. Возлюбленную главного героя похищает злой осьминог, с виду типичный большевик — одноглазый, в папахе и остроносых сапогах. Ведет себя этот тип тоже так, как и подобает советскому злодею: похитив невесту, он начинает плясать перед ней «казачка». Возмущенные таким беспределом морские жители ополчаются против тирана и сообща атакуют его штаб в затонувшей шхуне.

Сказка о маленьком золотом дереве. Оригинал также не сохранился, уцелел лишь отрывок. По сюжету елка захотела иметь золотые листья. Однажды ночью ее мечта сбывается, но тут приходит грабитель с характерным носом, в ермолке, с бородой и обрывает все листья. Чем закончилась сказка, неизвестно, но, думаю, и тут нацистские пропагандисты особо умничать не стали и сделали так, что все лесные жители объединились, наказали вора и вернули золото народу, который, наверное, и символизирует елка.

Первый полноценный фильм геббельсовской студии — целых 17 минут! Для работы над ним были наняты поляки, французы и русские эмигранты. После премьеры Геббельс записал в дневнике: «Первый мультфильм, созданный ими, в некоторых отношениях довольно слаб, но все же это хорошее начало». Сюжет таков: канарейка сбегает из своей клетки вслед за синицей, но на воле героя поджидает множество опасностей — остальные птицы агрессивны, всюду идет жестокая борьба за существование. Помыкавшись по городским улицам, герой находит  другую такую же клетку с канарейкой-девочкой внутри и изо всех сил ломится к ней. Исследователи утверждают, что через весь мультфильм  красной нитью проходит пропаганда нацистской доктрины о «крови и почве». Если это и пропаганда, то настолько завуалированная, настолько тонкая, что ее даже и не видно. Все эти фашисты оказались в деле мульт-пропаганды куда меньшими варварами, чем их рисовали мы и наши союзники. Кстати, ответственным за музыку в мультфильме был Оскар Сала, который позже прославится своим саундтреком к «Птицам» Хичкока.

Глупой гусыне, в честь которой и назван фильм, с самого рождения претит деревенская жизнь. Она только прихорашивается, любуется собой и совсем не хочет делать гусиных дел. Однажды  ее замечает лис, появление которого сопровождается еврейской мелодией, сыгранной на флейте. Лис заманивает гусыню, пытается сожрать — но угадайте, что происходит? Правильно: все как один жители скотного двора встают под ружье и бегут вызволять зазнавшуюся птицу. Здесь, конечно, мотив «крови и почвы» (равно как и антисемититская риторика) прослеживается явно, но назвать это пропагандой язык не поворачивается! В деле изготовления мультипликационного оружия фашисты точно не преуспели и проиграли на всех фронтах! Кстати, режиссеру мультфильма Гансу Фишеркозену союзники дали три года тюрьмы за сотрудничество с нацистами. Притом что он снимал такие вот вполне невинные мультфильмы, подходящие для семейного просмотра даже в самой пуританской семье.