113-5471675Жан Жене родился 19 декабря 1910 года в Париже. Никто не знает, кем был его отец, а мать-проститутка бросила сына, когда ему еще не было и года. Жене был отдан на воспитание в добропорядочную деревенскую католическую семью. Юноша неплохо учился и закончил начальную школу, но в 13 лет его забрали от приемных родителей и отдали в ремесленное училище, откуда тот сбежал, не выдержав и недели. Его влекли мысли о путешествиях. После пары побегов и нескольких случаев воровства (Жене воровал в основном книги, которые были не по карману молодому беспризорнику) в 16 лет он попадает в колонию для несовершеннолетних.

В 18 лет, чтобы покинуть колонию досрочно, Жан просится на военную службу, служит в Леванте, потом переводится в саперную роту в Дамаске, где прослужит целый год. Однако армия так и не стала призванием для будущего писателя — Жене дезертирует и покидает Францию, дабы не попасть под трибунал. Бродяжничает по Европе с фальшивыми документами, его периодически депортируют то из Италии, то из Германии, и в конце концов сажают в тюрьму снова.

29-3348543

Летом 1937 года по возвращению в Париж Жене арестовывают, предъявляя ему двенадцать пунктов обвинения, среди которых подделка документов, несколько случаев воровства и дезертирство.

Фигура Жене как писателя по-своему интересна: не получив практически никакого образования, познав нищенское существование, он всегда оставался бунтарем и презирал литературу, не желая вписываться ни в одни существующие ее рамки. Естественно, это раздражало других писателей — тех, кто занимался этим в первую очередь ради заработка.

Жене никогда не скрывал, а зачастую даже бравировал тем, что считал себя человеком вне закона. Он выступал за любой протест перед лицом общества, считая, что само общество преступно. Жене полагал: раз капитализм построен на обмане и порабощении отдельных людей, то он имеет право воровать в рамках борьбы с ним. Писатель видел в воровстве творческий поступок, воровство в его понимании было сродни написанию книги или получению оргазма. Основа творчества Жене — воспевание предательства. Писатель трактует его как тотальный разрыв любых человеческих уз. При этом Жене считает долгом любого человека смело идти навстречу абсолютной свободе, даже если в корне этой свободы лежит абсолютное зло.

Во время заключения в тюрьме в городе Френа осенью 1942 года Жан Жене публикует за собственный счет свою первую поэму «Приговоренный к смерти». В той же тюрьме он пишет свою знаменитую «Богоматерь цветов» и «Чудо розы». Жан Кокто спасает его от пожизненной ссылки своим ходатайством в суде.

37-4034512В следующих романах Жене продолжает бунтарство французского романтизма, развивая тему привлекательности зла и выводя ее на качественно новый уровень. Действующие лица его романов — воры, шлюхи, гомосексуалисты, «народ из подворотни», которым автор не просто симпатизирует — поет настоящую оду. Героизм «людей дна»— свобода от условностей и оков банальности, которые навязывает столь ненавистная автору цивилизация западного мира.

Издатель Барбез помогает Жене официально публиковаться. Меньше чем за три года он пишет три романа подряд: «Похоронное бюро», «Кэрель из Бреста» и «Дневник вора»; сборник поэм; балет «Зеркало Адама» и три пьесы («Строгий надзор», «Служанки» и «Splendid’s»). Благодаря петиции, инициаторами которой были Сартр и Кокто, в 1949 году Жан Жене официально помилован президентом Четвертой республики Ориолем. К сожалению, на тот же период жизни Жене приходится начало затяжной депрессии, которая продлится много лет. В 1952 году выходит книга Сартра «Cвятой Жене, комедиант и мученик», которая лишь усугубляет душевное состояние ее героя — он даже на некоторое время перестает писать вообще. Преодолеть жизненный кризис помогает обращение к драматургии: во второй половине пятидесятых из-под пера Жене выходят три пьесы: «Балкон», «Негры» и «Ширмы». Тогда же он начинает писать короткие эссе об искусстве, самое известное из которых было посвящено Альберто Джакометти.

48-7735251Следующие несколько лет Жене посвящает попытке осуществить большой замысел — написать цикл из семи театральных пьес. Но в 1964 году он узнает о самоубийстве молодого акробата Абдаллы, бывшего любовника, которому он посвятил «Канатоходца». Абдалла вскрыл себе вены и принял снотворное в комнатке под самой крышей, обложившись книгами Жене, которые, впрочем, никогда не читал. Писатель был настолько потрясен этой смертью, что объявил о прекращении литературной деятельности. В мае 1966 он предпринимает попытку самоубийства — также выпивает большую дозу снотворного — но организм оказывается сильнее.

56-8552303

После этого Жене отправляется в долгое путешествие на Восток и в Японию. Смена обстановки позитивно влияет на состояние писателя. В Париж он возвращается во время студенческих волнений 1968 года, и тогда публикует свою первую статью о политике — про Даниеля Кон-Бендита. К репутации полнейшего маргинала присоединяется еще и образ политика ультралевого толка. Литература окончательно превращается для Жене в безнадежно второстепенное занятие. Его приглашают в Чикаго на демократический конгресс; впервые оказавшись в Штатах, он сразу же вливается в протестное движение «леваков» против войны во Вьетнаме. По возвращению в Париж Жене начинает борьбу за права алжирцев и марроканцев во Франции, поставив жирный крест на карьере писателя и драматурга. Практически все творчество начиная с 1968 года Жене свел к написанию пламенных публицистических статей, памфлетов, воззваний и петиций, писем протеста и т.д. Он был всецело поглощен политической борьбой, проводил большую часть времени или в обществе «Черных пантер», поддерживая их в борьбе за права черных американцев, или в лагерях палестинских беженцев, или на демонстрациях в Японии, Париже, Америке, а в ноябре 1970 года даже имел тайную встречу с Ясиром Арафатом.

Во время одного из следующих визитов в Иорданию Жене арестован и выслан, ему запрещен въезд и в США. Вернувшись во Францию, он на протяжении 10 лет занимается политикой, организовывая протестные акции, и даже принимает участие в выборах президента Франции в 1974 году. Тогда же он начинает писать произведение, посвященное его пребыванию в лагерях палестинцев и сотрудничеству с «Черными пантерами» — «Очарованный узник». Она была закончена лишь через  долгих 15 лет.

С 1976 по 1978 год Жене трудится над сценарием картины «Наступила ночь», о первом дне в столице Франции молодого марокканского эмигранта. Перед самым началом съемок Жене без объяснений бросает работу над фильмом. Через пару лет история повторяется: подписывает контракт на ленту о колонии Мэтре, через год работы внезапно покидает проект.

65-3147386Осенью 1982 года он снова посещает Ближний Восток, и в ночь с 16 на 17 сентября, когда происходят погромы в палестинских лагерях Сабра и Шатила, случайно оказывается в Бейруте. Будучи свидетелем трагедии, Жене, который на тот момент уже долго ничего не писал, снова берется за перо и создает свое самое значительное политическое произведение — «Четыре часа в Шатиле».

В последний раз он приезжает в Иорданию в июле 1984 года, чтобы снова встретиться с людьми, которых описывает в своей книге. В ноябре 1985 года работа над книгой закончена. Жене возвращается в Париж и отдает своему издателю рукопись «Очарованного узника».

В марте 1986 года, он уезжает в Марокко, потом снова возвращается в Париж и устраивается в «Джекс-отеле» на улице Стефан-Пишон (своим домом противник борец с капитализмом так никогда и не обзавелся). По иронии, Жене умирает как настоящий «раб пера» — за чтением второй корректуры своего романа.

25 апреля, выполняя последнюю волю умершего, его хоронят на маленьком испанском кладбище близ Танжера в Марокко. Кладбище расположено на скале над морем. С одной стороны стоит тюрьма, с другой – бордель. Потомкам сложно было бы найти более подходящее место для могилы этого гения.