0-2792374

cov-2509785

Немало копий разбили рыцари от российской кинокритики о глыбу, чье имя «Нимфоманка», но, кажется, так и не раскололи эту каменюку, созданную великим мастером. В чем смысл фильма, где одна женщина занимается сексом со многими мужчинами? Вопрос заключается в том, есть ли там смысл. Вот что одна молодая девушка, которой не чужд ни вкус, ни ум, написала в социальных сетях о картине: метафоры красивые, диалоги интеллектуальные, панорама широкая, а смысла в фильме мало. При наличии диалогов и метафор смысла мало! А не в них ли он? Девушка ведь умная, и если бы смысл был в них, так бы и сказала. Так что нет, не в них. В чем тогда? И снова есть ли он вообще?

11-1570828

У сэра Альфреда много историй за душой, даже сложно представить себе, зачем столько историй одному человеку. Одна из этих хичкоковских историй — про то, как доброму сценаристу постоянно снились роскошные сюжеты. Такие, что просто каждый тянул на шедевр, по меньшей мере. Беда в том, что, просыпавшись каждым утром, сценарист никак не мог вспомнить этих охренительных историй. И даже обрывочка не оставалось в его сознании. Но однажды сценарист решил схитрить. Он приготовил ручку и бумагу на прикроватной тумбочке, чтобы, случись у него гениальный сон, заставить себя проснуться и тут же зафиксировать его на бумаге. И вот оно, сон! Сценарист проснулся и мгновенно намалевал гениальный сюжет, подсказанный ему его же воспаленным сознанием. На утро он первым делом схватил блокнот, чтобы увидеть, что же такое там записано. А записано там было следующее: парень встречает девушку. Такие дела. Мораль же этой истории в том, что Хичкок снял по этому сюжету отличный фильм.

Я уверен, что примерно то же самое случилось с фон Триером. Раздавленный депрессией, задушенный собственной злобой и ненавистью не только к женщинам, но и к самому себе, он истощился творчески. Каждую ночь он засыпал в надежде наутро проснуться с гениальной идеей. Так ночью к нему пришла идея, которую он, памятуя о рецепте Хичкока, записал на клочке бумажки.

2-6284861

Если иметь в виду эту гипотезу происхождения фильма, тогда становится понятно, откуда взялись метафоры, ненужные дополнения, затянутая сцена агонии Кристиана Слейтера и так далее. Если сюжет хорошенько почистить, то все вернется именно к тому нарративу, который Триер зафиксировал, пока спал. Много ли в этом смысла? Мало? Поди ж, разберись. Что может быть более глубокомысленным, чем секс женщины со многими мужчинами на протяжении двух (четырех) часов? Но вместе с тем, что может быть и более бессмысленным, чем то же самое?

Снова дилемма. И снова на помощь пришел Хичкок. Дело в том, что «Нимфоманка» это, конечно, не тот фильм, который надо смотреть в Берлине, где, кстати, показали полную версию – с членами и вагинами. Что вообще за шик – смотреть Триера на престижных фестивалях? Это каждый дурак может. И в Москве то же любой посмотрит. В окружении публики, восхищающейся глубокими метафорами и тонкими намеками. Хичкок же говорит: не будь как все. Чтобы не быть как все, я поехал смотреть «Нимфоманку» в Киров. Неонародник и лучший друг простых людей Антон Кораблев говорит: правда в земле, надо быть ближе к ней. Любой человек,  ходивший в своей жизни в народ, даже не будучи неонародником, знает эту прописную истину. 

3-9849009

Ведь Хичкок так и говорит: хочешь быть ближе к народу, езжай в Киров. Я хотел застать реакцию народа в непосредственном ее явлении. Благо, день был подходящий – 14 февраля – и влюбленные пары отправились коротать день всех влюбленных в кино. Так как «Робокоп» не очень располагал к романтике, влюбленные стали концентрироваться на просмотре «Нимфоманки».

Но влюбленные ее не поняли. Наверное, содержание смутило. Ведь никто не мог предполагать, что в фильме с названием «Нимфоманка» будут показывать секс, много секса. Других, вероятно, смутила недосказанность – секс есть, а порнографии нет. А ведь Триер всем обещал порнографию. Обиженная Триером публика спешно уходила из зала. И лишь один молодой человек звонко хлопал в ладоши, когда Триер перестал и прекратил мучить оставшихся в зале зрителей. Такова реакция народа, в котором-то и содержится истина. И что нам московская публика, избалованная артхаусом?

Народ не принял «Нимфоманку». Вопрос – почему? Как человек, не чуждый жанру расследовательской журналистики, я принялся изучать вопрос, чтобы дойти до истины. Стал копать, так сказать. Освоив весь возможный материал по теме, то есть прочитав три или четыре коротеньких поста в фейсбуке, я, кажется, что-то нащупал. Наш самый главный кинокритик Антон Долин все как следует объяснил. Оказывается, в порезанной версии, где нет членов и вагин, фильм не смотрится (!). Но зато в непорезанной версии – с членами и вагинами – это шедевр. Не могу не привести в сокращенной форме диалог, проливающий свет на скрытое от глаз обывателей истинное содержание фильма. Диалог этот происходил между двумя моими любимыми кинокритиками в местах самых плодотворных дискуссий – в фейсбуке. Там я его и откопал.

Борис Нелепо: Мне понравилось, что Долин так пылко восхищается в нескольких текстах подряд достоверным (АВАНГАРДНЫМ) изображением х** и п***ы. Наталкивает на грустные размышления.

Антон Долин: Боря, ты читать вообще умеешь? И вообще, хочешь сказать гадость, всегда лучше в лицо это сделать. На будущее.

Борис Нелепо: Антон, если после каждого твоего х***ого текста мне придется подходить к тебе и говорить об этом лично, то это само по себе превратится в full-time job, а у меня не так много свободного времени, увы…

Из диалога видно, что Борис Нелепо не понял смысла фильма, в то время как Антон Долин – понял.

4-5911344

И как тут быть? Естественно, сметливый русский народ почуял подвох, что ему кажут не шедевр, и не принял обрезанное кино. Отсюда и выходит, что смысл в фильме есть, но прокатчики, хоть и смыслящие в авангарде, все же побоялись оставлять кино в первозданном виде, этот смысл весь вырезали. Вот и приходится довольствоваться огрызками.

Но хоть так. А то в Армении так вообще картину в прокат не выпустили. И как они там, в Армении, без «Нимфоманки»? На этот счет Хичкок, кстати, говорит: если не можешь посмотреть «Нимфоманку» в Ереване, езжай в Киров. Мудрый Хичкок знает, в чем соль. А сам я из Еревана.