Безусловно, идеального стриминга еще не придумали, поскольку то, как музыка слушается — процесс весьма индивидуальный: кто-то слушает ее в машине, кто-то с мобильного телефона, кто-то предпочитает пополнять свою коллекцию с помощью файловых хранилищ и торрентов и слушать на домашней аппаратуре, а кому-то достаточно 128 kbps в дешевых наушниках. Но уже давным-давно есть достойные альтернативы торрентам, которые, возможно, и не могут удовлетворить всех, но потенциально устраивают все стороны и помогают решить главную проблему — сегодня мы скачиваем тонны музыки, которую физически невозможно послушать.

Вроде бы это понравилось, хотя не помню, надо бы еще раз переслушать, чтобы понять — удалять или нет. А тут без лишнего напряга и путаницы (и через удобный интерфейс) можно ознакомиться с сотней альбомов за пару часов, а уже потом, если надо, приобрести понравившееся в золотой фонд.

Rdio — главный конкурент Spotify. Довольно большая база, минималистический дизайн, но большинство редкой музыки доступно в режиме превью и за это еще просят побольше, чем остальные сервисы. На извращенного любителя.

А вот эта площадка — чудо французской изобретательности. Никакой головной боли — легально работает у нас и не боится пиратов, хороший клиент под гаджеты, оффлайн-синхронизация, удобная система оплаты и социальная жизнь. По наполнению базы вопросы возникли, но средней слушатель останется доволен как слон — хочешь слушай тематические станции, хочешь новые синглы, даже можно микстейпы клеить. Раздолье, как в Твери.

А теперь уступим место ветеранам. Грувшарк существует уже лет семь, но еще держится молодцом. Это настоящая социальная сеть со всеми вытекающими — можно добавлять в друзья ребят из Камеруна, генерировать свой контент и создавать плейлисты — как в 90-е, типа DIY-сет на аудиокассете для школьной дискотеки. Но одно дело, когда ты это делаешь, чтобы станцевать медляк под Burzum, другое дело, когда для себя — чистой воды суходрочка. Зато бесплатно.

А это наш ответ янки — коль живешь в США, Яндекс.Музыка тебе не товарищ. На удивление, ребята из Яндекса учли опыт старших братьев и сделали станцию, не уступающую по популярности радио шансон. Музыкальная база не блещет угощениями для гурмана, но все и не так плохо, как может показаться на первый взгляд — я даже нашел несколько редких альбомов. А еще можно послушать, как Гарри Дин Стентон перепевает шлягеры Роя Орбисона. Дизайн не такой нарядный, как у западных стриминг-площадок, но это даже скорее плюс, чем минус. Адекватная стоимость подписки и нет опасений, что завтра треки Depeche Mode постигнет та же судьба, что и Вконтакте. А еще есть сервис Zvooq — для тех, кто не обделен комплексом архивариуса и хочет поддержать отечественного производителя.

Один из наиболее крупных провайдеров на территории РФ. Работает за небольшие деньги по месячной подписке и позволяет загружать до двадцати тысяч треков из личной коллекции в облако. Можно основательно освободить свое пространство и настроить музыкальный архив по своему вкусу. Но есть и небезосновательные опасения — сегодня сервис есть, а завтра его нет: например, владельцы посчитали проект бесперспективным (как было с Google Buzz), или ужесточили законы, или алкоголики выкопали всю оптику ради пары монет на бутылку.

В любой момент можно лишиться доступа к своей коллекции без уведомлений и объяснения причин: как по решению администрации ресурса (например, по правилам Amazon, компания имеет право в любой момент закрыть ваш аккаунт и удалить контент с вашего устройства), так и по желанию какого-нибудь уполномоченного органа внутри страны типа Роскомнадзора. Усмотрят в Rdio или Spotify пропаганду наркотиков, суицида и гомосексуализма, и заблокируют. Уже были прецеденты.

Безусловно, существует множество других сервисов для прослушивания музыки онлайн, это и TracksFlow, и TuneIn, и Jamendo, и совсем пещерный iTunes, но лидером у нас все еще остаются тематические паблики Вконтакте. К сожалению, пока еще ни одна площадка толком не работает с lossless-потоками из практических соображений: тут свою роль играет и нынешняя скорость интернета на мобильных устройствах (даже сам интернет есть далеко не везде и не всегда) и малый спрос на прослушивание несжатых версий любимых композиций. Но это дело времени. Зато почти у всех крупных музыкальных онлайн-сервисов есть функция оффлайн-прослушивания, что, вне всяких сомнений, огромный плюс размером с Рона Джереми.

Однако прожженным аудиофилам все эти стриминговые сервисы до причинного места. Когда у тебя дома окопался железный зверь стоимостью в 10 тонн евро-бумажек, не западло купить DTS-CD на худой конец или винил на жирный. Вывод напрашивается сам собой — почти все сервисы ориентированы на студентов, которым все же приходится экономить на проезде в метро и комплексном ланче в Burger King, чтобы оплатить месячную подписку. И именно поэтому многие по старинке сливают музыку из народной сети, за тридцать секунд установив необходимое расширение в браузере — и как бы церберы не старались выпилить коммерческий контент из социальных сетей, все их попытки напоминают истерический лай карликовых собачек.

У них, казалось бы, не вышло, зато получилось у нас — контент принадлежит народу. Тут как в детском садике: вот сидишь ты, пускаешь слюни на машинку, которую тебе дядя Эдуард привез из Эстонии, а тут приходит какой-то левый чувак, бьет тебя табуреткой по голове и забирает игрушку. Казалось бы, несправедливо, но у детей все иначе — до чего рука дотянется, то и мое. Пойди расскажи пятилетнему про частную собственность. А что касается правообладателей, то их жалеть вообще нечего — это паразиты, зарабатывающие на музыке, к созданию которой они не имеют ни малейшего отношения. Пусть хоть все с голоду умрут, а вот музыкант с голоду не умрет никогда — если его музыка нравится людям, то они ему всегда и нальют, и отсыпят, и в постель к себе пустят. Третьим.