tumblr_mglekzvqem1rd10xoo1_500-1236504

Этот маленький базарчик тщеславий, необязательная, но на диво достоверная пьеска с участием множества разнополых и разновозрастных вуди алленов, играется и вполовину не так бессмысленно, как можно предположить по пересказу. В том, как взаимодействуют все эти нервные, инфантильные, преисполненные несуразного чувства собственной значимости человечки, есть какая-то очень особенная, правдоподобная магия.

Лучший фильм (драма) — «Операция „Арго“»

Робкий гражданский манифест, с робкими же элементами триллера, он вроде бы про важные вещи. Про логическую выверенность чужого безумия. Про вину сытых и целых перед теми, кому на войне вышибло глаза и разум, про то, что непонятно, как с этой виной быть. Это история лавкрафтовского толка — о крохотных людях, живущих в вечном ужасе перед противоестественными высшими силами.

И, наверное, это смешно, и юродствовать вокруг всего этого можно сколь угодно долго — но это, увы, не приближает нас к пониманию принципов работы того рокового механизма, под воздействием которого у некоторых людей что-то такое страшное случается с головой, что, когда они начинают рассказывать о духовном идеале, у них обязательно получается двухслойная труба.

Лучший фильм (комедия или мюзикл) — «Отверженные»

В общем красиво, по-своему драматично и на размышления, безусловно, наводит, но чтобы, сидя перед стиральной машинкой, волноваться и плакать — такой уровень идиосинкразии в себе развивать, наверное, совсем не обязательно.

Лучшая мужская роль (драма) — Дэниел Дэй-Льюис («Линкольн»)

Помнится, лет 10 тому назад классик отечественного киноведения Денис Горелов, причастившись, кажется, «Часа Диснея» на канале РТР, впал в священную ярость и разразился в журнале «Столица» статьей «Позор Винни Пуху — пьянице и педерасту». Как говорят наши друзья консервативные белые христиане: прочтите, там все сказано.

Здоровая человеческая глупость, не тронутая плесенью патологии, не доведенная до нервнопаралитической консистенции, — драгоценный и редкий сегодня товар. В общем, трудно облечь в слова ту простую радость, которую испытываешь, глядя на спокойное, как сырник, лицо героя этой истории .

Лучшая женская роль (драма) — Джессика Честейн («Цель номер один»)

Если воспользоваться терминологией московской концептуальной школы, это абсолютная картина, максимально выразительно и полно аккумулирующая в себе и коллективное бессознательное, и коллективное сознательное. Как поется на этот счет у группы «Плед»: «А я е…ла и е…у, е…ла и е…у/И никому про свое сердце ничего не говорю».

Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) — Хью Джекман («Отверженные»)

Оставляет после себя на удивление приятное и внятное чувство, будто неожиданно повстречался с чем-то очень хорошим, логичным и круглым. И это, кажется, первый в его биографии случай, когда всегдашний вид человека, совсем не понимающего кто он, зачем он и где, оказывается безоговорочно к месту.

Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) — Дженнифер Лоуренс («Мой парень — псих»)

Авторы произвели на свет неподъемную, непроницаемую и в целом совершенно неясно зачем нужную, но прекрасную конструкцию из мокрого гудрона, метафорического зверья, исполненного очей, и ромашковых полей, расцветающих перед усталыми глазами героев в тот момент, когда надежды уже нет.

Лучший режиссер — Бен Аффлек («Операция „Арго“»)

Битва добра со злом происходит со скоростью брожения пивного сусла и венчается несусветным белоснежным видением рая — в раю небесное создание, потупив взор, отсосет у толстого грешника, а на земле, приветствуя это небесное событие, грянет военный оркестр.

Лучший сценарий — Квентин Тарантино («Джанго освобожденный»)

Во всем, что он делает, читается беззаветное мужество человека, который вышел на сцену, допустим, Большого зала Консерватории, совершенно не умея петь и без штанов, но, несмотря на очевидный факап, не уходит, а начинает петь и поет в течение отведенных ему программой полутора часов. И пусть слушать и смотреть результат его усилий никак нельзя, но сам по себе этот персональный триумф воли над бездарностью заслуживает высочайшей похвалы — хотя бы за широкий замах и лютую самозабвенность.

Лучшая мужская роль второго плана — Кристоф Вальц («Джанго освобожденный»)

Свинство плавно переходит в печаль, и счастья нет, и общее ощущение получается крайне целомудренное — похожий эффект можно наблюдать, скажем, в немецкой пляжной эротике 80-х годов или в удачных фильмах Кевина Смита.

Лучшая женская роль второго плана — Энн Хэтэуэй («Отверженные»)

Погружаешься в несколько трансцендентальное состояние: похожее чувство бывает, если перед тобой без предупреждения вдруг сняли лифчик. Что-то в такой ситуации возразить, да и просто сказать по этому поводу что-то осмысленное, трудно — да, наверное, не так уж и необходимо.

Лучшая музыка — Майкл Данна («Жизнь Пи»)

Просто все не к месту — как если б Николай Николаевич Дроздов, толкуя о жизни морских котиков, вдруг начал фальцетом давать моральную оценку их повадкам. Впрочем, как и в случае с котиками, животное обаяние натуры отменяет любые закадровые оценки.

Лучшая песня — Skyfall (Adele, «Координаты „Скайфолл“»)

Проскальзывая сквозь дурной сюжет, как через полицейские кордоны, Адель волшебным образом остается самой собой. И машет нам на прощание шестипалой ладошкой, напоминая, что пусть у нас тут сплошное nobrow и мир — как супермаркет, но даже между полками с консервированной кукурузой никто не застрахован от внезапной встречи с блюстителем хорошего вкуса и строгой иерархии прекрасного.

Лучший полнометражный мультфильм — «Храбрая сердцем»

История, как сказал бы ослик Иа, душераздирающая. А уловки и оговорки — примета эпохи неоконсерватизма, времени реставрации мертвых ценностей и латания сгнивших знамен. Бейте меня, но наивность принцессы — сродни утреннему вещанию на Первом канале. Это тот самый призыв к простоте и искренности, вслед за которым тебя обычно просят предъявить документы.

Лучший фильм на иностранном языке — «Любовь»

Ханеке работает с виртуозностью рыночного торговца, впаривающего прохожему дыню. Его продолжаешь слушать не потому, что веришь, и уж точно не потому, что тебе нужна дыня, — просто невероятно интересно, на что он еще пойдет, перед чем не остановится, какую прибаутку ввернет. Его бесстыдство выгодно отличается от бесстыдства более пожилых и искренних буржуазных сентименталистов — от него не устаешь, наоборот, с любопытством ждешь, какую форму оно примет дальше.

Лучший сериал (драма) — «Чужой среди своих»

Слабаки учатся на ошибках, художник наступает на одни и те же грабли столько раз, на сколько хватит прочности лба.

Лучший сериал (комедия или мюзикл) — «Девчонки»

Не волнуйтесь, нравоучений не будет. Нас ждет комедия в самом безобидном из возможных смыслов. Что может быть слаще, чем похихикать над высокими устремлениями других?

Лучшая мужская роль в сериале (драма) — Дэмиен Льюис («Чужой среди своих»)

Все это было бы просто богато исполненным кросскультурным казусом, не обладай Льюис такой буйнопомешанной фантазией и отменным, пусть и не всегда заметным чувством юмора. К концу начинает немного укачивать, но легкий приступ морской болезни — это, право, разумная цена за участие в таком приключении.

Лучшая женская роль в сериале (драма) — Клер Дейнс («Чужой среди своих»)

Клер Дейнс заставляет вспомнить притчу о вахтере, мастурбирующем на обесточенной сцене Большого театра. Разница только в том, что вахтер из притчи искренне считал, что зал пуст, а Дейнс в курсе, что там все-таки сидит пара человек, но, как говорят в англоязычных жанровых картинах, they don’t give a shit.

Еще несколько победителей:

Лучшая мужская роль в сериале (комедия или мюзикл) — Дон Чидл («Дом лжи»)

Лучшая женская роль в сериале (комедия или мюзикл) — Лена Данэм («Девчонки»)

Лучшая мужская роль второго плана в сериале — Эд Харрис («Игра изменилась»)

Лучшая женская роль второго плана в сериале — Мэгги Смит («Аббатство Даунтон»)

Лучший мини-сериал или телефильм — «Игра изменилась»

Лучшая мужская роль в мини-сериале или телефильме — Кевин Костнер («Хэтфилды и Маккои»)

Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме — Джулианна Мур («Игра изменилась»)